Сегодня, 15 августа, в истории

09.01.2013 19:44 Hовости книжного мира
Печать
Сегодня, 15 августа, в истории

В этот день родились:

1717 — Кармонтель (настоящее имя – Луи Каррожи) (на фото), французский поэт, художник и архитектор .

Родился в Париже. Несмотря на популярность его творчества, из всех его многочисленных пьес только одна была представлена на сцене в 1777 году. Кроме пьес, Кармонтель написал 3 романа, а также несколько критических брошюр о выставках картин. Большое количество портретов работы Кармонтеля, имеющих исторический интерес, сохранилось в коллекции герцога Омальского.

Кармонтель прожил долгую и плодотворную творческую жизнь и скончался 26 декабря 1806 года в Париже в возрасте 89 лет.

1750 — Пьер Марешаль (Pierre Sylvain Maréchal) (1750–1803), французский писатель, философ («Французский Лукреций»).

1771 — Вальтер Скотт (англ. Walter Scott; 15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Мелроуз), всемирно известный британский писатель, поэт и историк, шотландец по происхождению. Считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью.


Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. до разгрома горных кланов в середине XVIII, — а отчасти и более позднему времени «Уэверли» (1814) «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская тюрьма» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820). «Аббат» (1820), «Сен-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и др. В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах — они главные герои, в «Эдинбургской тюрьме» героиня — дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои — это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. (роман) Айвенго» (1819), «Квентин Дорвар» (1823), «Кенильворт», (1821), «Анна Гейерштейнская» (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюста Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта -прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина «классического» средневековья «Айвенго» (1819), в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII в. выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, — она была толчком для известного французского историка Огюста Тьерри. При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени. В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. А в 1832 году, не оправившись после четвёртого удара, Вальтер Скотт скончался.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

1785 — Томас Де Квинси (Томас Де Куинси, англ. Thomas De Quincey; 15 августа 1785, Манчестер — 8 декабря 1859, Эдинбург), английский писатель, автор знаменитой «Исповеди англичанина, употребляющего опиум» (англ. Confession of an English Opium-Eater; 1822).


Сын богатого манчестерского негоцианта, Томас рос слабым и болезненным ребёнком. После смерти отца семья перебралась в Бат, где мать Томаса определила его на учёбу в King Edward's School.

К 1800 году Де Квинси закончил школу и готовился поступать в Оксфордский университет, но вместо этого сбежал из дома. В 1802 году он оказался в Лондоне, без денег, практически голодал, но всё равно не собирался возвращаться домой. Он находился в депрессивном состоянии. Томас увлёкся поэзией, в частности лирикой Уильяма Вордсворта.

В 1803 году Томас Де Квинси поступил в Оксфордский университет и много работал. В этот же период он пристрастился к опиуму, постепенно увеличивая дозы и доводя их до 8000 капель в день.

В 1816 году Де Квинси женился. Его жена Маргарет родила ему восьмерых детей, пятеро из которых умерли в раннем возрасте, а три дочери пережили его. В 1837 году жена Де Квинси умерла.

В 1821 году Де Квинси издал отдельной книжкой свою «Исповедь», поразившую публику красотой слога и необычайной силой в описании грёз и галлюцинаций, порождаемых употреблением опиума. Впоследствии Де Квинси искал в опиуме облегчения от страданий. По словам самого Де Квинси, у него не было достаточной твердости, чтобы созерцать своё или чужое несчастье. Этим он объяснял необходимость прибегать к опиуму, чтобы забыться. Употребление опиума было причиной того, что все задуманные Де Квинси большие труды остались незавершёнными. Он не мог работать систематически.

Сфера его созерцаний была весьма обширна: ни один из существенных экономических, философских исторических и литературных вопросов, интересовавших его время, не был оставлен им без внимания. Его экономические трактаты высоко ценились экономистами. Маккулох считает их образцовыми по краткости, ясности и силе. Вопреки предсказаниям медиков, предвещавших Де Квинси преждевременную кончину, он умер на семидесятом году жизни.

К творчеству Де Квинси обращались символисты (Ш.Бодлер, М. Швоб), сюрреалисты. Бретон включил его эссе «Об убийстве как разновидности изящных искусств» в свою «Антологию черного юмора» (1940). К фигуре и наследию Де Куинси с интересом относился Борхес: он постоянно обращался к «Исповеди» и эссе Де Куинси, в конце жизни составил из его эсссеистики томик, который включил в свою «Личную библиотеку». Вдохновленный текстами Квинси, американский журналист Фитцхью Ладлоу написал свой автобиографический роман «Гашишеед».

1810 — Лауринас Ивинскис (Лаврин Ивинский; лит. Laurynas Ivinskis; 15 августа 1810 — 17 (29) августа 1881), литовский писатель, поэт, публицист, переводчик.


Был приходским учителем в Поневежском уезде и домашним учителем.

Известен своими календарями, которые издавал с 1847 года по 1864 год и затем в 1877 году; 19 из них на литовском языке латинским шрифтом, три — кириллицей. Календари Ивинскиса представляли собой своего рода альманахи, в которых, помимо сведений о церковных праздниках и ярмарках, давались статьи и заметки по сельскому и домашнему хозяйству, по медицине и ветеринарии, а с 1852 году был введён литературны отдел. Календари Ивинскиса печатались в Вильне в типографии известных виленских издателей и книготорговцев Завадских. Для истории просвещения Литвы его жмудские календари имеют первостепенное значение; они заменяли литовскую прессу, которая возникла только в год его смерти.

Перевёл с немецкого на литовский язык и издал в 1858 историю о Геновеве («Genawejte») австрийского писателя К. Шмида. Сделал сокращённый перевод «Робинзона Крузо» Дефо. Оставил целый ряд ненапечатанных рукописей: «Польско-литовский словарь», переводы Мильтона, Ф. Юнга и других авторов.

Похоронен в Куршенай. На надгробии надписи на литовском и польском языках.

В Северной Америке, в Пенсильвании, после его смерти образовалось европейско-американское общество его имени с целью распространения сведений о литовском народе.

1872 — Шри Ауробиндо (англ. Sri Aurobindo Ghose, произносится, а также часто пишется, как Ghosh), (1872—1950), индийский философ, поэт, революционер и организатор национально-освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник Интегральной йоги.

1878 — Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964, там же), русская и советская поэтесса, писательница. Автор слов песни «В лесу родилась ёлочка».

1958 — Виктор Анатольевич Шендерович (15 августа 1958, Москва), советский и российский писатель-сатирик, теле- и радиоведущий, либеральный публицист. Колумнист журнала The New Times.


Родился 15 августа 1958 года в Москве.

В 1980 г. окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссёр самодеятельных театральных коллективов» и в 1988 — стажировку в Высшем театральном училище им. Щукина по специальности «педагог по сценическому движению». Лауреат нескольких литературных премий в области юмора. Лауреат «ТЭФИ-96» в номинации «Событие года». Лауреат премии «Золотой Остап» (1996). Автор книг и множества публикаций в прессе, миниатюр для Геннадия Хазанова.

С 1992 г. член Союза Писателей.

В течение семи лет преподавал в ГИТИСе сценическое движение. Как наиболее интересный факт своей театральной деятельности вспоминает работу над спектаклем «Нумер в городе NN» в качестве постановщика пластики (режиссёр Фокин). Этот спектакль получил профессиональный приз «Золотая маска».

На телевидении работает с 1992 года: сценарист документальных фильмов-портретов о Зиновии Гердте и Геннадии Хазанове, которые вышли на 1-ом канале Останкино (ОРТ). С 1995 года — сценарист программы «Куклы» телекомпании НТВ.

С 1997 года — художественный руководитель и ведущий программы «Итого». Также вёл «Помехи в эфире» и «Бесплатный сыр».

C 2003 года — художественный руководитель и ведущий программы «Плавленый сырок» на радиостанции «Эхо Москвы». С того же времени работает на «Радио Свобода», ведёт передачу «Все свободны».

С 2004 года входит в Комитет-2008.

В 2005 году баллотировался в Государственную Думу по Университетскому округу Москвы как независимый кандидат, однако выборы проиграл, набрав 19 % голосов избирателей.[1] О своём «походе в политику» написал документальную книгу «Недодумец, или как я победил Марка Твена».

С декабря 2006 года работает на телеканале «RTVi».

В 2008–2009 годах Шендерович судился с депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Абельцевым. Шендерович назвал Абельцева животным йеху за организацию провокации против правозащитников (их закидали яйцами). Суд не нашел в словах Шендеровича состава преступления и дело было прекращено[2]. По материалам этого процесса в 2009 г. вышла книга Шендеровича «Случай с йеху и другие истории нашего зоопарка. Мои встречи с правосудием».

10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти» (подпись № 9).

1969 — Робертсон Фризеро Баррос (Robertson Frizero Barros)(род.1969), бразильский автор и поэт.

В этот день скончались:

1799 — Джузеппе Парини (Giuseppe Parini) (1729–1799), итальянский публицист, сатирик («День», «Оды»).

1887 — Мейр Арон Гольдшмидт (дат. Meïr Aaron Goldschmidt; 26 октября 1819, Вординборг — 15 августа 1887, Копенгаген), известный датский беллетрист, драматург и либеральный журналист, бытописатель датского еврейства.

Автор целого ряда романов, повестей и рассказов — роман «Еврей» (En Jøde, 1845), «Без родины» (Hjemløs, 1853—1857), «Наследник» (1865), «Ворон» (1867), «Рабби Элиэзер» (1869), «Раввины и рыцари» (1869), «Авромче Нотергал» (1871). Перечисленные произведения посвящены еврейской тематике и пользовались особенной популярностью; в них защищалась идея эмансипации евреев.

Автор сборников «Мелкие рассказы» (1868—1869) и «Рассказы и зарисовки» (т. 1–3, 1863—1865), пьес «В другом мире» (1869) и «Юность Сведенборга» (1862).

1915 — Раффаэлло Джованьоли, итальянский писатель, сподвижник Гарибальди («Спартак»).

1936 — Грация Деледда (итал. Grazia Deledda; 27 сентября, 1871 Нуоро, Сардиния — 15 августа, 1936, Рим), итальянская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе.


Деледда принадлежала к веристской школе. На её становление как писательницы оказало большое влияние знакомство с русской литературой, в первую очередь с Толстым, Горьким, Чеховым, Гоголем, Достоевским и Тургеневым. Её творчество высоко ценили Луиджи Капуана и Джованни Верга, а также молодые писатели такие как Enrico Thovez, Pietro Pancrazi и Renato Serra.

Грация прекрасно описывает родную действительность, знакомит читателя с замкнутой, своеобразной жизнью, уцелевшими от далёкого прошлого нравами и обычаями, невежеством, легковерием и пылкой фантазией народа, с любовью воссоздает красоту родных гор и лугов, среди которых вырастает население, считающее большие города чем-то необыкновенно далёким и чуждым, и говорящее на своем особом наречии. Один из наиболее известных романов Деледды — «После развода» (Dopo il divorzio, 1902). Романистка, прибегая к несколько искусственному приему, переносит читателя в будущее, желая показать, к чему будет приводить в отдельных случаях еще не введенный пока закон о разводе, если он получит широкое распространение в Италии. Герой романа, жертва судебной ошибки, обвиненный в убийстве одного своего родственника, приговаривается к заключению в смирительном доме на 27 лет. Когда ошибка раскрывается, он получает возможность вернуться раньше срока на родину — но тем временем его жена, Джованна, страстно его любившая, согласилась, под давлением родных, выйти замуж за другого, пользуясь новым законом. Случайная встреча двух людей, когда-то горячо любивших друг друга, заставляет снова вспыхнуть в их сердцах прежнее чувство, которому они и отдаются. Таким образом Джованна становится, в глазах света, нарушительницей супружеской верности, хотя она только возвращается к своему первому мужу. Всего интереснее в романе — изображение сардинской жизни и близких к природе людей.

В романе «Элиас Портолю» (Elias Portolu, 1903) обрисована, наряду с сардинским пейзажем и бытом, психология человека из народа, который в порыве самозабвения сходится с женой своего брата, затем начинает испытывать угрызения совести, кается, хочет поступить в монастырь, загладить свой грех молитвой, постом, лишениями, и даже после того, как брат умирает и его жена становится свободной, всячески избегает встречи с ней.

Герой романа «Пепел» (Cenere, 1904) — незаконный сын сардинской крестьянской девушки, брошенный матерью, получающий благодаря заботам некоторых лиц университетское образование и затем возвращающийся на родину, где он хочет разыскать и пригреть нравственно опустившуюся и постаревшую мать. По роману «Пепел» Артуро Амброзио снял немой фильм с Элеонорой Дузе в главной роли.

Деледда пишет также раcсказы; в 1901 году вышел их сборник, озаглавленный «Королева тьмы» (La regina d élle tenebre).

1963 — Всеволод Вячеславович Иванов (12 (24) февраля 1895, пос. Лебяжье, Семипалатинская губерния — 15 августа 1963, Москва), русский советский писатель, драматург.

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград, СССР — 15 августа 1990, на 35-м км шоссе Слока — Талси, неподалёку от Тукумса, Латвийская ССР, СССР), советский рок-музыкант.


Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Цой также снялся в нескольких фильмах.

1992 — Виктор Веселовский, основатель и многолетний руководитель «Клуба 12 стульев» в «Литературной газете».

События дня:

1832 — Папа римский Григорий XVI издал буллу, осуждающую свободу печати.

1908 — В Пруссии женщинам разрешено поступать в вузы.

1924 — Вышел первый номер журнала «Радиолюбитель». В настоящее время журнал называется «Радио».

1939 — В Голливуде в Китайском театре прошла премьера киномюзикла «Волшебник из страны Оз» с Джуди Гарланд в главной роли.

1950 — В Москве состоялось перемещение памятника А. С. Пушкину с Тверского бульвара на реконструированную Страстную площадь.


Памятник Александру Пушкину в Москве, сооруженный в 1880 году на средства, собранные по всенародной подписке, стал наиболее значительным произведением скульптора Александра Опекушина. Первоначально он стоял вдали от шумной центральной магистрали города – Тверской улицы, в тихой глубине одноименного бульвара. Уютная среда, окружавшая монумент, хорошо гармонировала с камерностью авторского решения образа гениального поэта.

Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было эффектных декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре 19 века, Опекушин представил Пушкина в глубоком раздумье, состоянии творческой сосредоточенности. Торжественное открытие памятника состоялось в день рождения поэта (26 мая) 6 июня 1880 года.

Казалось, вся Москва собралась тогда поклониться своему великому земляку. Там со страстными речами о Пушкине выступили его духовные преемники – новые литературные классики Достоевский, Майков, Плещеев, Полонский, Тургенев.

Этот памятник простоял на своем месте 70 лет, пока Советское правительство не решило приблизить его «к шуму городскому» и передвинуть прямо к ул. Горького (бывшей Тверской) на место снесенной после Октябрьской революции колокольни Страстного монастыря.

В ночь на 15 августа 1950 года памятник перенесли с Тверского бульвара на реконструированную Страстную площадь, переименованную по этому случаю в Пушкинскую. При этом его развернули на 180 градусов и водрузили на мощный бетонный фундамент, значительно увеличивший высоту монумента. Ведь в своем прежнем виде он совершенно не вписывался в свое новое весьмапомпезное архитектурное окружение.

1980 — В Лондоне вышла автобиография Джорджа Харрисона (George Harrison) «I Me Mine».