Главная Новости Сегодня, 18 августа, в истории

Сегодня, 18 августа, в истории

E-mail Печать PDF
Сегодня, 18 августа, в истории

В этот день родились:

1828 — Мкртич Пешикташлян (18 августа 1828, Стамбул—29 ноября 1868, Стамбул), армянский поэт, драматург, актер, режиссер и общественный деятель. Творчество Пешикташляна ещё в значительной мере связано с наследием венецианских армянских поэтов. Эта связь обусловлена биографией: юношей Пешикташлян учился в Италии, в одной из армянских школ, у известных писателей и учёных-членов мхитаристской конгрегации. Не случайно он не только обратился к предшественникам-классицистам с циклом стихотворных посвящений, но написал, следуя их традициям, множество стихотворений на грабаре. Эти стихи, повествующие об историческом прошлом Армении, полны сугубо отвлечённых рассуждений о жизни и смерти, природе и человеке. Однако уже в середине 50-х годов в поэзии Пешикташляна произошло то же, что несколько ранее произошло в творчестве Г. Алишана, — переход от канонов армянского классицизма к миру остроконтрастных и ярких романтических чувств, красок и настроений. Добавим также, что, в отличие от Алишана, Пешикташлян наряду со стихами на патриотические темы создал и стихи, в которых глубоко и тонко изобразил муки любви и красоту природы. Именно это имел в виду Паруйр Севак, когда назвал Пешикташляна «основоположником и первым классиком новой армянской лирики».

Прекрасное заключено для поэта в мягкой и элегической грусти, гармонии, умиротворённости чувств. Такова и любовь его лирического героя: она тиха и застенчива, исполнена скромности, достоинства и просветлённой, мудрой печали, лишена внешних показных эффектов. Мкртич Пешикташлян — тонкий лирик. «Любить все красивое, доброе, возвышенное» — вот эстетический идеал поэта.

И всё-таки поэтическая слава Пешикташляна в первую очередь зиждется на его немногочисленных, но достигших совершенства патриотических стихах. Они, эти стихи, вдохновляли разные поколения, их пели и поют, они вошли в школьные учебники, их строки стали крылатыми. В его медитациях возникает образ родины — вечной обители мечты поэта. Венец патриотической лирики Пешикташляна — цикл «Зейтунские песни». Посвятив его героям Зейтунского восстания, поэт создал замечательный гимн героизму, славе и бессмертию армянских воинов, павших на поле брани. Политическая реакция в Турции сокрушила его надежды на освобождение родины, и он, предавшись мрачному отчаянию, ищет утешение в романтической «философии смерти»

1922 — Ален Роб-Грийе (фр. Alain Robbe-Grillet; 18 августа 1922, Брест — 18 февраля 2008, Кан) (на фото), французский писатель, один из основателей движения «новый роман» (наряду с Натали Саррот и Мишелем Бютором), член Французской академии (2004; церемонии приёма не проводилось). Стиль Роб-Грийе в его первых романах можно охарактеризовать как «вещизм». Повествование нарочито обезличенное и плоскостное. Главным мотивом становится навязчивая и повторяющаяся опись предметов, неживых вещей, каких-то случайных бытовых деталей, казалось бы, совершенно излишних и оттесняющих рассказ о событиях и образы персонажей. Однако, постепенно становится ясно, что никакого события и не происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роба-Грийе — он существует. Все, что есть в мире — это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а знаки самого себя. То есть, Роб-Грийе решительно порывает с метафорой и антропоморфизмом.

Строй прозы Роб-Грийе часто называют загадочным и непонятным, несмотря на внешнюю упрощенность и обезличенность, и не случайно появилось устойчивое выражение «романы-лабиринты Роб-Грийе».

От «вещизма» Роб-Грийе перешел к «игровым» текстам, использующим мифологемы массовой культуры, архетипы подсознания. В романах Роб-Грийе усиливается присутствовавшее и в ранних произведениях пародийное начало — писатель пародирует полицейские, любовные, колониальные романы, порно-приключенческие фильмы, а также модные интеллектуальные стереотипы. К этому периоду относятся роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке» (1970), роман «Топология города-призрака» (1975). Так, в «Проекте революции в Нью-Йорке» с нарочитой невозмутимостью описываются, например, чудовищные пытки, которые проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много раз, так что уже непонятно, та же это девушка или другая и кто ее мучители. Серийность приобретает ключевое положение в поэтике Роб-Грийе. В этой связи интересно связать стилистику писателя с философской концепцией серийного мышления.

1925 — Брайан Уилсон Олдисс, также — Олдис (Brian Wilson Aldiss; родился 18 августа 1925 года в Ист-Дерэме, Норфолк, Великобритания), английский писатель, получивший всемирную известность благодаря своим произведениям в жанре научной фантастики, в частности, трилогии «Гелликония» (1982—1985).


Лауреат двух наиболее значимых литературных премий в области фантастики — Хьюго (1962) за сборник рассказов Hothouse и Небьюла (1965) за повесть The Saliva Tree («Слюнное дерево»), написанную к столетию со дня рождения Герберта Уэллса.

В 1960 году Олдисс был избран президентом Британской Ассоциации Научной Фантастики, в 1968 признан лучшим писателем-фантастом Великобритании, а в 1970 — самым популярным автором научной фантастики в мире.В 2000 году организация американских писателей-фантастов избрала Олдисса Гранд-мастером. В 2005 королева Елизавета II даровала писателю звание Офицера Британской империи за «служение литературе».

1929 — Анатолий Васильевич Кузнецов (18 августа 1929, Киев, Украина — 13 июня 1979, Лондон, Великобритания), русский писатель.


В детстве жил в киевском районе Куренёвка вместе с матерью-учительницей и дедом и бабкой (пенсионерами). Отец, бывший красноармеец и советский инженер, бросил семью и уехал в Нижний Новгород.

С началом немецкой оккупации Киева оказался свидетелем событий происходивших вокруг Бабьего Яра. Тайно записывал свои впечатления, в результате получился жестокий автобиографический текст, описывающий жизнь в Киеве во время оккупации.

В 1952 работал на строительстве Каховской ГЭС. Член КПСС с 1955.

В 1955 году поступил в Литературный институт, который закончил в 1960 году. Во время учёбы работал некоторое время бетонщиком на строительстве Иркутской ГЭС, что дало ему материал для первой повести «Продолжение легенды» (1957), переведённой на многие языки.

В 1966 году решил опубликовать свои воспоминания о жизни в оккупированном Киеве. Помимо автобиографических данных писатель включил в роман свидетельства людей, уцелевших во время расстрелов в Бабьем Яре. Роман встретил много препятствий перед публикацией, однако, поскольку текст уже был одобрен идеологическим отделом ЦК КПСС, то в конце концов был издан в сокращённом виде: сначала в журнале «Юность» (№ 8–10, 1966), а через год в издательстве «Молодая Гвардия».

В 1969 году выехал в командировку в Лондон якобы для сбора материалов для написания книги о V съезде РСДРП к приближавшемуся 100-летию со дня рождения Ленина. В августе 1969 года попросил политического убежища в Великобритании. По его признанию, чтобы добиться разрешения на поездку в Лондон, а тем са­мым сделать возможным свой побег, он вынужден был за полгода до этого, став агентом КГБ, доносить на некоторых писателей, например, на Е. Евтушенко. Его осудил за это Андрей Амальрик в своём «Открытом письме». В 1970 году в издательстве «Посев» был опубликован полный текст «Бабьего Яра».

В последние годы работал в лондонской студии «Радио Свобода». Последняя книга — «Между Гринвичем и Куренёвкой. Письма Анатолия Кузнецова матери из эмиграции в Киев» (опубликована в 2002 году).

Сын Алексей Анатольевич Кузнецов — журналист, продолжая традиции отца, работает на «Радио Свобода».

В 2009 году в Киеве на пересечении улиц Фрунзе и Петропавловской (Куреневка) открыт памятник, посвященный писателю. Памятник представляет собой скульптуру мальчика, одетого в одежду 40-х годов, читающего при свете фонаря, на стене немецкий указ периода оккупации.

В этот день скончались:

1850 — Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac ; 20 мая 1799, Тур — 18 августа 1850, Париж), французский писатель.


Имя при рождении — Оноре Бальзак; частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830 года. Его дед был крестьянином по фамилии Бальс (Balssa). Отец Оноре дописал себе 2 буквы и стал Бальсаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца. Оноре де Бальзак родился в Туре, в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа де Бальзака (1746—1829). Отец Бальзака был крестьянином, разбогатевшим на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Он готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807—1813 годах Бальзак учился в Вандомском колледже, в 1816—1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе.

Родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учебы он провёл в карцере. В 4 классе Оноре смирился, но наполнил парту пародиями на учителей.

В 14 лет он очень тяжело заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа. 5 лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но после переезда семьи в Париж в 1816 г., Оноре поправился.

С 1823 г. печатал ряд романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». В 1825—1828 занимался издательской деятельностью, но потерпел крах.

В 1829 выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830–31, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть Гобсек (Gobseck, 1830) привлекли широкое внимание читателя и критики. В 1831 Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина»(La femme de trente ans). В цикле «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832–1837) Бальзак иронически стилизовал новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Б. мистическими концепциями Э.Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена. Если ещё не реализована его надежда разбогатеть (так как тяготеет огромный долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), то осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мировой успех не вскружил головы у Бальзака, как это случилось со многими его молодыми современниками. Он продолжал вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15–16 часов в сутки; работая до зари, ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.

В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. Огромное количество художественных фактов, которое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации. Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания.

Знаменосец буржуазии сейчас — банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани.

Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии — такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов — художественную историю послереволюционной Франции.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Ключ к этой истории — деньги. Её основное содержание — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, стремление всей нации стать на службу буржуазии, породниться с ней. Жажда денег — главная страсть, высшая мечта. Власть денег — единственная несокрушимая сила: ей покорны любовь, талант, родовая честь, семейный очаг, родительское чувство.

1905 — Константин Константинович Абаза (18 (30) мая 1841, Докторовка (Екатеринославская губерния) — 5 (18) августа 1905, Измаил), русский военный историк, писатель, педагог; автор популярных исторических очерков.

1977 — Тибор Дери (венг. Déry Tibor, 18 октября 1894, Будапешт — 18 августа 1977, там же), венгерский писатель, один из наиболее авторитетных свидетелей XX века в Венгрии.


Родился в семье крупного предпринимателя. Учился в Венгрии и Швейцарии. Вернувшись домой, вошёл в круг модернистского журнала Нюгат (Запад), в котором и дебютировал в 1917 повестью Лия. В 1918—1919 примкнул к революционному движению, стал членом коммунистической партии (1918). После разгрома Венгерской республики эмигрировал на Запад, жил в Германии, Югославии, Италии, Австрии, Франции. В Берлине сблизился с экспрессионистами и их журналом Штурм. Испытал влияние сюрреализма.

Вернулся на родину в 1934. В 1934—1945 работал над главной книгой своей жизни — тысячестраничным романом Незаконченная фраза (опубл. 1947, во фрагментах экранизирован Золтаном Фабри, 1975). Был несколько раз заключён в тюрьму хортистскими властями, в 1938 — на два месяца за перевод книги Андре Жида Возвращение из СССР.

С 1950 в оппозиции официальному коммунистическому курсу, в 1953 исключён из рядов коммунистической партии. В 1954 обратился с открытым письмом к Имре Надю о необходимости широкомасштабных политических и социальных реформ. Дери — один их тех, кто подготовил революционные события 1956 года. После нового поражения революции приговорён в 1957 к тюремному заключению на 9 лет, в 1960 амнистирован. В эти годы занимался переводами (Э. Кестнер, Л. Фейхтвангер).

1981 — Анита Лус (Anita Loos) (1893–1981), американская писательница и сценаристка.


Знаменита своим романом «Джентльмены предпочитают блондинок», написанным в 1925 году, по которому были поставлены пьеса, два мюзикла и два фильма.

1995 — Дональд Биссет, английский детский писатель, художник, киноактёр и театральный режиссёр.


Родился 3 августа 1910 года в Брентфорде, Мидлсекс, Англия. Умер 18 августа 1995 в Лондоне. Биссет создал мир коротких сказок, не только воплотил свои задумки в двух прославивших его книгах — Забытый день рождения и Путешествие по реке Времени, — но и осуществил телепостановки из лучших своих сказок. Биссет ещё и художник и сам оформляет свои книги. Также он отличился как изобретательный театральный режиссер, сам поставил свои сказки на сцене Королевского Шекспировского театра в Стрэтфорде-на-Эвоне и даже сыграл в них с десяток небольших ролей. Он придумал и поселил в Африке зверя, которому никогда не бывает скучно: одна половина его состоит из Обаятельнейшего Кота, а другая — из Находчивого Крокодила. Зовут зверя Крококот. Любимый друг Дональда Биссета — тигренок Рррр, вместе с которым Дональд Биссет любит путешествовать по реке времени до конца Радуги. И так умеет шевелить мозгами, что его мысли шуршат. Главные враги Дональда Биссета и Тигренка Рррр — Вреднюги с именами Нельзя, Несмей и Стыдись.

События дня:

1918 — Организован Всероссийский союз советских журналистов.

1958 — в США вышел роман Владимира Набокова «Лолита», принесший писателю огромную славу.


Огромной популярностью роман обязан не только стилю, но и скандальной теме. Главный герой Гумберт, от лица которого ведется повествование, без ума от девочек-подростков, которых он называет нимфетками. Единственная радость в его жизни – наблюдать издалека за ними.

Пытаясь хоть немного воплотить свои фантазии в реальности, он посещает проституток, а позже женится на женщине, похожей на ребёнка. После развода с ней Гумберт переезжает в Америку и случайно останавливается в доме Гейзов – вдовы и её дочери Лолиты. Герой влюбляется в девочку и любой ценой решает остаться в ее доме … Роман написан на английском языке и впервые был издан в 1955 году в Париже. Первоначально Набоков планировал опубликовать его анонимно, опасаясь скандала и преследования. Скандал действительно сопутствовал выходу романа, однако на карьеру и славу Набокова он отрицательно не повлиял – напротив, «Лолита» принесла Набокову огромный доход, позволивший ему оставить преподавательскую работу в США и переселиться в Швейцарию. Впоследствии Набоков сам перевёл «Лолиту» на русский язык (переводы остальных англоязычных романов были им лишь авторизованы).

«Лолита» была дважды экранизирована – в 1962 году Стэнли Кубриком и в 1997 году Эдрианом Лайном.

 

Голосования

Ваш любимый жанр?: