Сегодня, 28 сентября, в истории

19.11.2012 17:40 Hовости книжного мира
Печать
Сегодня, 28 сентября, в истории

В этот день родились:

1786 — Дмитрий Бегичев (ум. 1855), русский писатель.

1803 — Проспер Мериме (Prosper Mérimée) (на фото), французский писатель.

Родился в семье образованного химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме. Окончив курс юридических наук в Париже, он был назначен секретарём графа Д’Арту, одного из министров июльской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции. На этом посту он много способствовал сохранению исторических достопамятностей. Во время своего первого путешествия в Испанию в 1830 г. подружился с графом де Теба и его женой, дочь которых стала впоследствии французской императрицей.

Мериме в качестве старого друга семейства графини Монтихо был во время Второй империи близким человеком при Тюильрийском дворе; императрица Евгения питала к нему сердечную привязанность и относилась как к отцу. В 1853 г. Мериме был возведён в звание сенатора и пользовался полным доверием и личной дружбой Наполеона III. Служебная карьера и политика играли, впрочем, второстепенную роль в жизни и деятельности такого писателя-художника, каким по призванию был Мериме. Ещё изучая право в Париже, он подружился с Ампером и Альбером Штапфером. Последний ввёл его в дом своего отца, собиравшего у себя кружок людей, преданных наукам и искусствам. На его литературных вечерах бывали не одни французы, но также англичане, немцы и даже русские. У Штапфера Мериме сошёлся и подружился с Стендалем и Делеклюзом, заведовавшим отделом критики в «Revue de Paris». Литературные вкусы и взгляды Мериме сложились под влиянием Штапферов и кружка Делеклюза. От них он заимствовал интерес к изучению литератур других народов. Универсальность литературного образования Мериме заметно выделяла его из среды других французских писателей того времени. Мериме один из первых во Франции оценил достоинство русской литературы и овладел русским языком чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя. Он был большим почитателем Пушкина, в 1849 году перевел его «Пиковую даму». В 1851 году в «Revue des Deux Mondes» вышел его этюд о Гоголе, а в 1853-м — перевод «Ревизора». Мериме интересовался также русской историей: в «Journal des Savants» он опубликовал несколько статей об «Истории Петра Великого» Н. Г. Устрялова и очерков из истории казачества («Les Cosaques d’autrefois»). История Смутного времени отражена в «Le faux Demetrius» и драматических сценах «Les Debuts d’un Aventurier» (1852). Мериме был большим почитателем И. С. Тургенева и написал предисловие к французскому переводу «Отцов и детей», вышедшему в Париже в 1864 г.

На литературном поприще Мериме дебютировал очень рано, когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль» (Théâtre de Clara Gazul), заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитая «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией.

В 1828—1829 годах выходят драмы «Жакерия» (Jacquerie) и «Famille Carvajal», исторический роман «Хроника времён Карла IX» (Chronique du temps de Charles IX) и новелла «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone). Мериме в это время деятельно сотрудничал в «Revue de Paris» и «National» и состоял в самых близких отношениях с редакциями этих изданий. В «Revue» напечатаны его рассказ «Взятие редута» (Prise de la redoute), повесть «Таманго» (Tamango) и «Перл Толедо», повесть «Этрусская ваза» (Le Vase Etrusque) и ряд писем из Испании. В журнале «Артист» он напечатал статьи о Мадридском музее, повесть «Jacqueline» и рассказ «Двойная ошибка» (Double méprise). В 1834 г. перешёл в «Revue des deux Mondes» и напечатал здесь повесть «Души чистилища» (Ames du purgatoire), свидетельствующую о мастерском изучении быта и нравов Испании, и повесть «Илльская Венера» (Vénus d’Ille). В конце 1839 г. Мериме предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были «Notes de Voyage en Corse» и повесть «Коломба» (Colomba). Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. Его всегда гораздо более привлекали дикие, самобытные нравы, сохранившие своеобразный и яркий цвет старины.

Одним из известнейших произведений Мериме стала новелла «Кармен», где ему так хорошо удалось описание цыганских нравов, а также образ цыганки Кармен. Новелла взята за основу сюжета одноимённой оперы Жоржа Бизе, музыка которой невероятно популярна и в наше время.

Мериме издал несколько сочинений по истории Греции, Рима и Италии, основанных на изучении источников. Его история Дона Педро I, короля Кастилии, пользуется уважением даже среди специалистов.

Последняя повесть, изданная при жизни Мериме, — «Локис» (Lokis). После смерти Мериме изданы «Последние новеллы» (Dernières novelles) между ними лучший рассказ «Синяя комната» (Chambre bleue) и его письма. В 1875 г. изданы «Lettres à une autre inconnue».

Скончался в Каннах, где похоронен на кладбище Гран-Жас.

1897 — Мухтар Ауэзов (Мұхтар Омарханулы Әуезов) (ум. 1961), казахский писатель («Путь Абая»).

1906 — Александр Петрович Штейн (настоящая фамилия Рубинштейн) (ум. 1993), советский писатель, драматург, сценарист.

1908 — Ираклий Луарсабович Андроников (настоящая фамилия Андроникашвили), советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа.

Ираклий Андроников

Родился в Петербурге, в семье адвоката и присяжного поверенного. Семья Андроникова ведет свою историю от дворянской ветви рода Андроникашвили. В семье было двое детей: Ираклий и Элефтер.

В 1925 году Андроников окончил школу в Тифлисе и поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно на словесное отделение Института истории искусств. С 1928 года начал выступать как лектор филармонии.

Ираклий окончил университет в 1930 году, получив диплом литработника с журнально-газетным уклоном, стал сотрудником юмористического журнала «Ёж и Чиж». С 1934 года работал библиографом в Публичной библиотеке, и это ему помогло в исследовании творчества М. Ю. Лермонтова, которое он начал еще в студенческие годы.

В 1935 году состоялось первое публичное выступление Андроникова как чтеца. С тех пор его выступления с устными рассказами стали пользоваться большой популярностью. В 1936 году Андроников опубликовал первую статью о Лермонтове, а в 1939 году вышла его книга «Жизнь Лермонтова».

Во время Великой Отечественной войны Ираклий Луарсабович работал в газете «Вперёд на врага» на Калининском фронте.

После войны он продолжил исследования творчества Лермонтова, и в 1947 году защитил кандидатскую диссертацию «Разыскания о Лермонтове», а в 1956 – докторскую «Лермонтов в Грузии в 1837 году».

Кроме этого, у Андроникова вышел еще ряд книг о поэте – «Лермонтов. Новые разыскания», «Рассказы литературоведа» (1949), «Лермонтов» (1951), «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (1952).

Ираклий Луарсабович за свое творчество был удостоен Государственной премии СССР и награжден двумя орденами.

В 1954 году Андроников впервые выступил на Центральном телевидении с циклом рассказов. Передачи назывались: «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы. Его яркая образная речь, личное обаяние рассказчика снискали всеобщую любовь зрителей.

Умер Ираклий Луарсабович Андроников 13 июня 1990 года.

1929 — Дмитро Павлычко, украинский писатель, политик, посол Украины в Польше («Любовь и ненависть», «Моя земля»).

В этот день скончались:

1891 — Герман Мелвилл (Herman Melville), американский писатель («Моби Дик»).

Герман Мелвилл

Родился 1 августа 1819 года в Нью-Йорке. После окончания школы он работал в банке, на ферме, на меховой фабрике, учителем в школе.

В 1839 году он устроился на корабль «Святой Лаврентий», который ходил между Нью-Йорком и Ливерпулем, а через некоторое время — на китобойное судно; жил в долине людоедов Тайпи, бывал на Гавайях. Путешествия стали для Мелвилла привычным делом.

В Америку Герман вернулся в 1844 году. Свои приключения он описал в книгах «Тайпи», «Ому», «Белый бушлат» и других.

В 1847 году Мелвилл женился и вместе с семьей он поселился на ферме недалеко от Питсфилда с намерением начать жизнь свободного фермера. Здесь он продолжил заниматься творчеством, и в 1851 году вышел из печати его самый знаменитый роман «Моби Дик», рассказывающий о захватывающей погоне за белым китом, олицетворяющая титаническую борьбу Добра и Зла.

Это произведение наполнено зарисовками из жизни китобоев, красочными описаниями океана и его обитателей, психологическими моментами и характеристиками. Роман представляет собой сочетание приключений, мелодрамы и философии.

В 1856–1857 годах Мелвилл ездил по Европе и Святой Земле, после чего читал лекции о скульптуре, путешествиях и Южных морях. В 1860 году он совершил кругосветное плавание – свое последнее морское плавание.

В 1863 году он вернулся в Нью-Йорк, продолжил писать прозу и стихи, среди которых известность получили сборники стихов «Батальные сцены, или Война с разных точек зрения», «Джон Марр и другие матросы» и роман «Билли Бадд, фор-марсовый матрос».

Герман Мелвилл умер в Нью-Йорке 28 сентября 1891 года.

1956 — Остап Вишня (настоящее имя Павел Михайлович Губенко), украинский писатель-сатирик.

Остап Вишня

Родился 11 ноября 1889 года в местечке Грунь, ныне Сумской области, в Рногодетной крестьянской семье.

Павел закончил начальную, затем двухклассную школу в Зинькове и продолжил обучение в военно-фельдшерской школе в Киеве, окончив ее в 1907 году. Сначала он работал фельдшером в армии, а со временем – в хирургическом отделе больницы Юго-Западных железных дорог.

В 1917 году, сдав экстерном выпускные гимназические экзамены, Губенко поступил в Киевский Университет. Но вскоре оставил обучение и полностью посвятил себя журналистской и литературной работе.

Первое напечатанное сочинение молодого писателя – «Демократические реформы Деникина» – увидело свет 2 ноября 1919 года в газете «Народная Воля». Статья вышла под псевдонимом «П.Грунский».

Псевдоним «Остап Вишня» впервые появился 22 июля 1921 года в «Крестьянской правде» под фельетоном «Чудак, ей-богу!».

В процессе вдохновенной работы родился и развился созданный Остапом Вишней новый жанр – усмешка – разновидность юморески и фельетона. Юмористические рассказы Вишни пользовались большим успехом особенно у украинского читателя.

В годы Великой Отечественной войны сатира писателя клеймила врага, вселяла в советских людей бодрость, веру в победу (сборник "Зенитка" и др.).

Вообще произведения Вишни были направлены против чуждых и враждебных влияний, против любого насилия. Многие образы и меткие выражения Остапа вошли в широкий обиход, а сочинения переведены на многие языки народов СССР.

Умер Остап Вишня 28 сентября 1956 года в Киеве.

1964 — Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман), советский поэт, автор «Гренады» и «Каховки», лирической пьесы «Двадцать лет спустя».

Михаил Светлов

Родился (4) 17 июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В 1917 году он окончил начальное училище, и тогда же было опубликовано его первое стихотворение. Вскоре он ушел добровольцем в Красную Армию.

В 1921 году Светлов перебрался в Харьков, где был назначен редактором журнала «Юный пролетарий». Здесь вышел его первый сборник стихов «Рельсы». В 1922 году Михаил уехал в Москву и сразу занялся образованием. Он учился на рабфаке, потом на литературном факультете Московского университета, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова.

В эти годы один за другим выходили его сборники: «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Книга стихов», в которых центральное место занимали героизм и романтика гражданской войны. В этих стихах талант Светлова проявился в полную силу.

В 1926 году он написал знаменитую «Гренаду», которая принесла ему всенародную известность и любовь. На слова этого популярного стихотворения множество композиторов разных стран написали музыку, а Маяковский читал наизусть на своих концертах.

Светлов писал также стихи для подпольных троцкистских листовок, за что был исключен из комсомола, а его творческую деятельность активно «урезали», и он занялся переводческой работой, а также преподавал в Литературном институте и продолжал писать, в том числе и пьесы. Одно из лучших его произведений 1930-х годов – стихотворение «Каховка», которое вскоре стало песней и приобрело огромную популярность. Вообще, многие стихотворения поэта характеризуются песенностью и наличием лирики.

В годы Великой Отечественной войны поэт был корреспондентом нескольких фронтовых изданий. Наиболее известные из его военных произведений – стихотворение «Итальянец» и поэма «Двадцать восемь». Фронтовые впечатления Михаила Аркадьевича также отразились в пьесе «Бранденбургские ворота».

Но в послевоенные годы творчество Светлова было в опале, его не печатали, не упоминали критики, ему не разрешали выезжать за границу. Он вновь занялся преподаванием и стал одним из самых любимых профессоров Литературного института. Михаил Аркадьевич постоянно был окружен молодежью, студенты обожали его, а он не мог без них.

Лишь в 1954 году после съезда писателей, на котором в защиту поэта выступили С.Кирсанов и О.Берггольц, он вернулся в литературу. Для сборника его стихов «Горизонт» и книг «Охотничий домик» и «Стихи последних лет», характерен переход от романтики к естественной разговорности. За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно присуждена Ленинская премия.

Его последние произведения – пьесы: «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956), «Любовь к трем апельсинам»(1964), а работу над пьесой об А.Сент-Экзюпери он не успел завершить.

Умер Михаил Аркадьевич Светлов 28 сентября 1964 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Его именем называли пароходы, шахты, улицы и библиотеки, а в Москве в Камергерском переулке установлена мемориальная доска в «Доме писательского кооператива», где он жил.

1986 — Эва Шельбург-Зарембина (Ewa Szelburg-Zarembina) (р. 1899), польская писательница, автор книг для детей и юношества.

2004 — Виктор Сергеевич Розов (р. 1913), драматург, сценарист («Летят журавли» по пьесе «Вечно живые»).

2008 — Владимир Дмитриевич Михайлов (р. 1929), писатель-фантаст.