Главная Новости Сегодня, 5 октября, в истории

Сегодня, 5 октября, в истории

E-mail Печать PDF
Сегодня, 5 октября, в истории

Весь мир сегодня отмечает День учителя.

Ежегодно 5 октября в более 100 странах отмечается день учителя, который был учрежден в 1994 году как Всемирный день учителя (World Teaches' Day). Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества.

Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers).

5 октября 1994 года Всемирный день учителя отмечался впервые, и с тех пор праздничные мероприятия неизменно проходят 5 октября, хотя в некоторых странах этот праздник отмечается в дни близкие к 5 октября. Главное, чтобы празднования не совпали с осенними каникулами в северном полушарии и с весенними каникулами — в южном.

Россия с 1994 года отмечает День учителя по всемирному календарю — 5 октября. Ранее этот профессиональный праздник выпадал на первое воскресенье октября.

Неизменно в первое воскресенье октября День учителя отмечают в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Украине.

В 2002 году почта Канады выпустила памятную марку в честь Всемирного дня учителя.

Сегодня, во Всемирный день учителя, ООН предлагает родителям и всем гражданам на минуту задуматься о том, как изменил их жизнь хороший учитель, память о котором они сохранили.

В этот день родились:

1609 — Пауль Флеминг, немецкий писатель («Рубелла»).

Пауль Флеминг

Родился в городе Хартенштайн в Саксонии, сын городского пастора. Сперва получал домашнее образование, затем учился в школе в Митвайде, в 14 лет был зачислен в престижную гимназию Томасшуле (Thomasschule). В 1628 году поступил в Лейпцигский университет, медицинский факультет которого окончил в 1633.

В том же году по приглашению Адама Олеария Флеминг отправился в Голштинию, где присоединился к готовившемуся посольству в Россию. В августе 1634 года оно достигло Москвы; часть посольства в апреле 1635 года вернулась в Готторп, но Флеминг провёл ещё некоторое время в Ревеле. В октябре того же года он присоединился к посольству в Персию, достигшее Исфахана в августе 1637 года; Флеминг провёл там около двух лет. Вернувшись в Европу, он получил степень доктора медицины в Лейденском университете (в 1640 году). Флеминг намеревался снова отправиться в Ревель, чтобы жениться на купеческой дочери Анне Нихузен (с которой обручился во время первого посещения города), но по дороге умер в Гамбурге от воспаления лёгких.

Поэзия Флеминга проникнута влиянием античной буколики, отличается жизнерадостным восприятием бытия и в то же время характерным для лирики барокко ощущением его зыбкости. Часть его стихотворений посвящена Тридцатилетней войне; в них Флеминг, как и все крупные поэты эпохи, выражает надежду на скорейшее заключение мира. В 1631 году он перелагает псалмы Давида. Особая страница в его поэзии — стихи, написанные в России и о России (часть из них впервые переведена ещё А. П. Сумароковым).

1713 — Дени Дидро, французский писатель, философ-просветитель, энциклопедист.

Дени Дидро

Родился в городе Лангре. Отец Дени Дидро был ножевых дел мастером, эта профессия передавалась в семье из поколения в поколение в течение двух столетий. По совету своего брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом оставляет мысль сделать Дени священником. Воспитание Дидро в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг. Вращаясь среди развитой, но бедной молодежи, он встречает не только единомышленников, но друзей – Руссо, Д'Аламбера, Кондильяка, Туссена. Его ранний брак, случившийся в это время, продержался недолго.

Прошло несколько лет. В свет выходит достаточно смелое произведение Дидро «Письмо о слепых». Это «письмо» послужило причиной трехмесячного заключения Дидро в Венсенский замок. Этот арест еще больше развил в Дидро революционные мысли.

Именно в это время Дидро начал главный труд своей жизни – «Энциклопедию». В 1751 году был издан первый том. До 1772 года, когда вышли последние тома, тянется многострадальная, богатая гонениями, запретами и приостановками история великой Энциклопедии, давшей имя целому периоду в развитии человеческой мысли. Всего на работу над ней ушло более тридцати лет.

Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным изданием, содержащим не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но и философские рассуждения, что и послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью этой книги. Во многих статьях, например в статье» Свобода», принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды на жизнь, которые не могли понравиться правительству Франции.

В возрасте шестидесяти шести лет он вдруг увлёкся биологией и слушал курсы химии и анатомии у Руэля. Уже в пожилом возрасте Дидро искренне полюбил молодую девушку, m-lle Voland, и женился на ней. Он написал ей множество писем и победил предубеждение её родных своей искренней привязанностью. Она была посвящена во все его помыслы и намерения. Увы, и этот брак был недолгим. Жена умерла, и Дидро не смог перенести ее ранней смерти. Уйдя от шума и суеты, он доживал свои последние месяцы.

Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года.

1936 — Вацлав Гавел, чешский писатель, драматург и государственный деятель, последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.

Вацлав Гавел

Родился в Праге (Чехия) в семье известного предпринимателя. Но после коммунистического путча семья Гавелов потеряла свое состояние, а Вацлав из-за своего буржуазного происхождения долго не мог получить приличное образование.

Уже в 1955 году он дебютировал как литературный критик в журнале «Кветен» и вскоре приобрел известность в литературных кругах. На встрече молодых писателей в 1956 году выступление Гавела ошеломило слушателей смелостью, с какой он высказывал еретические по тем временам мысли о свободе творчества.

Свой первый опыт драматургии Вацлав приобрел во время службы в армии, где он организовал театральный коллектив, в котором играл и сам. Кроме того, в соавторстве с К.Брындой написал пьесу о воинской чести «Жизнь впереди». После демобилизации он устроился техником в пражский театр АВС, в котором было поставлено несколько пьес при участии Гавела как соавтора. Параллельно он осваивал драматургию на театральном факультете Пражской академии искусств, которую окончил в 1966 году.

В 1963 году пражский театр «На Забрадли» поставил первую большую пьесу Гавела, написанную без соавторов, – «Праздник в саду». Затем была пьеса «Меморандум» – едкая сатира на бюрократизм. Также Вацлав писал статьи в журналах «Театр» и «Культура», все более носящие политический характер.

Во время Пражской весны 1968 года Гавел активно участвовал в деятельности «Клуба независимых писателей» и «Клуба ангажированных беспартийных», организовывал многочисленные акции протеста. Известный своим свободомыслием, он неоднократно подвергался тюремному заключению. Его пьесы запрещались в Чехословакии, но ставились на многих европейских сценах.

Гавел был одним из инициаторов создания «Хартии 77», которую в январе 1977 года подписали более 500 чехословацких интеллектуалов, а затем он стал одним из организаторов и самым деятельным участником «Комитета по защите несправедливо преследуемых». В результате в 1979 году Гавел был арестован по обвинению в подрывной деятельности и провел в тюрьме 4 года.

По состоянию здоровья (после тяжелейшего воспаления легких) его досрочно выпустили из тюрьмы. После поправки Вацлав еще более усилил свою деятельность – он писал статьи, различные обращения к чешскому и к мировым правительствам, и другие произведения, в частности, широкую известность получила его пьеса «Большое опустошение» (1985).

В 1989 году во время «Бархатной революции» Гавел был одним из инициаторов создания «Гражданского форума», ставшего ведущей силой демократической оппозиции в стране. Его популярность как политика быстро росла, и 29 декабря 1989 года Гавел был единогласно избран президентом Чехословакии, а в 1990 году переизбран на двухлетний срок в ходе первых свободных выборов.

С его правлением связывают демократизацию общественно-политической жизни страны и первые экономические реформы. Гавел выступал за сохранение единой Чехословакии. В 1992 году столкнувшись с неизбежностью распада страны, он подал в отставку. Вацлав был последним президентом Чехословакии, а в январе 1993 года стал первым президентом вновь образованной Чешской Республики – независимой Чехии. В 1998 году он был избран на второй пятилетний срок.

Мнения о президентстве Гавела очень противоположны. Чаще всего предметом критики были помилования и амнистии, проводимые администрацией президента. Но именно в бытность его правления Чехия сравнительно безболезненно преодолела период реформ. Также Гавел стремился вернуть свое государство в Европу, отстаивал право Чехии стать полноправным членом Евросоюза. При нем Чехия в 1999 году стала членом НАТО.

В феврале 2003 года он сложил с себя президентские полномочия. Новым главой государства был выбран Вацлав Клаус. Следует отметить, что во время президентства Гавел не написал ни одной пьесы.

Чешский писатель, драматург, диссидент, правозащитник и государственный деятель, член Европейского совета по толерантности и взаимоуважению, Гавел удостоен ряда чешских и международных наград. Несколько раз он выдвигался на соискание Нобелевской премии мира. За свою творческую карьеру Гавел опубликовал десятки пьес, романов, политических эссе и несколько книг.

Вацлав дважды был женат. Его первая супруга – Ольга Шплихалова, с которой он познакомился в 1956 году. Гавел не раз говорил о ней, как о своей незаменимой жизненной опоре. В 1996 году она умерла, через год Гавел женился второй раз. Его супругой стала актриса Дагмар Вешкрнова.

На политической пенсии он вновь вернулся к творчеству. Премьера его новой пьесы «Уход» состоялась в Праге весной 2008 года. В последнее время экс-президент много путешествует по миру с публичными выступлениями и лекциями в престижных вузах мира, а живет со своей женой Дагмар в собственном доме в западной части Праги.

В этот день скончались:

1860 — Алексей Степанович Хомяков, философ, поэт, публицист, один из основателей движения славянофилов.

Алексей Хомяков

Родился (1) 13 мая 1804 года в селе Спешнево-Ивановское под Москвой. Как было принято в старинных дворянских семьях, получал образование дома. В возрасте 17 лет в 1821 году стал кандидатом математических наук. Занялся литературной деятельностью, очень часто печатается (переводы, стихи), серьезно увлекается философией.

В 18 лет Хомяков поступает на военную службу в Астраханский кирасирский полк. Продолжает службу через год в конной гвардии Петербурга. В 1825 году уходит со службы, чтобы заняться живописью, литературой, философией. Уезжает за границу, где пишет знаменитую драму «Ермак». Интересы и деятельность Хомякова очень широки: богослов и философ, историк, экономист, создающий планы освобождения крестьян, автор нескольких технических изобретений, лингвист, поэт, полиглот, драматург, врач, живописец.

Когда началась русско-турецкая война в 1828 году, Хомяков принимает в ней участие и после окончания в 1829 году выходит в отставку. Решив заняться хозяйством, уезжает в своё имение, там продолжает вести активную литературную деятельность, пишет статьи в различные журналы.

Хомякова считают основоположником славянофильства. Основные положения этого течения были изложены им в статье «О старом и новом», опубликованной в 1839 году. За год до этого он начал работу своим основным трудом «Записка о всемирной истории».

Принимая активное участие в общественной деятельности, Хомяков выступает как либерал за отмену крепостного права, смертной казни, за введение таких свобод, как свобода слова, печати и др. С 1850 года его взгляды очень сильно связаны с богословием, религиозными вопросами, историей русского народа и православия.

Несмотря на свои либеральные взгляды, Алексей Степанович считал, что монархия – это единственно приемлемый для России путь и выступал за созыв «Земского собора», надеясь, что он уберет противоречия между властью и землей, возникшее в России после реформ Петра Великого.

Умер Хомяков (23 сентября) 5 октября 1860 года во время холеры, которой заразился, леча крестьян в селе Спешнево-Ивановском Тамбовской губернии.

1871 — Александр Николаевич Афанасьев, писатель, собиратель фольклора.

Александр Афанасьев

Родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям.

Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московскийуниверситет, где учился на юридическом факультете и в то же время слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время существовавших журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных записках» 1848), куда помещал свои первые литературоведческие статьи.

Окончив курс в 1848 году, Афанасьев в 1849 году поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где он в 1856 году был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он состоял до 1862 года.

Любитель старины, Афанасьев часто бывал на толкучке у Сухаревой башни — там он приобретал старинные рукописи и книги. Из находок составилась большая и ценная библиотека — Афанасьев извлекал из неё сведения по истории русской культуры.

Он продолжал сотрудничество с редакциями журналов, поместил целый ряд (68 работ) более или менее значительных статей в «Современнике» (1849—1852 гг.), «Отечественных записках» (1850—1860 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачёвым, и некоторых других изданиях.

В 1858—1859 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические Записки», где поместил ряд своих статей.

В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 народных рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, и некоторые оценки были весьма нетрадиционны и весьма расходились с оценками Русской православной церкви. За это сборник вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу.

В 1862 году в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, отрицательно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на здоровье. В квартире Афанасьева был произведён обыск, хотя и никакого официального обвинения предъявлено не было. Он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

Сотрудничал он в это время и в «Книжном вестнике», издаваемом П. А. Ефремовым и Я. А. Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865 − 1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые.

23 сентября (5 октября) 1871 года А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

1993 — Александр Петрович Штейн (настоящая фамилия Рубинштейн), советский писатель, драматург, сценарист.

Александр Штейн

Родился 15 (28) сентября 1906 года в Самарканде в семье служащего. Учился в Ленинградском университете на филологическом факультете. В 1920 — 1923 годах работал в газете «Правда Востока», в 1924 — 1929 годах — в газете «Ленинградская правда». В 1930 — 1939 годах работал редактором журнала «Рабочий и театр» и заместителем редактора газеты «Литературный Ленинград». Член ВКП(б) с 1930 года.

В 1941 — 1946 годах служил офицером на Балтийском флоте. Был редактором газеты линкора «Октябрьская революция», корреспондентом и начальником отдела культуры газеты «Красный флот». Литературной деятельностью занимается с 1929 года. За этот период А. П. Штейн написал несколько пьес и киносценариев, ряд очерков, статей и рецензий. Член СП СССР с 1934 года.

А. П. Штейн умер 5 октября 1993 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

События дня:

1782 — Впервые исполнена комедия Дениса Фонвизина «Недоросль».

Не хочу учиться — хочу жениться

В Петербурге, в деревянном театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) по случаю бенефиса выдающегося артиста, театрального деятеля и педагога Ивана Дмитревского «придворными актерами Ее Императорского Величества Екатерины II по письменному дозволению от правительства» (25 сентября) 5 октября 1782 года была впервые исполнена комедия из пяти действий «Недоросль» Дениса Фонвизина.

Бенефициант выступил в резонерской роли полковника Стародума, вошедшей в число его коронных работ.

А автор пьесы, принимавший самое деятельное участие в постановке, с удовлетворением писал московскому знакомому: «Успех был полный…»

Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарная пьеса 18 века на русской сцене последующих веков.

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике – осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан – «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Софья – «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).

Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких и жизненных образов отрицательных персонажей, живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться – хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»).

Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

1925 — в США вышла первая книга Эрнеста Хемингуэя. Это был небольшой сборник рассказов, названный «В наше время».

1930 — Вышел в свет первый номер газеты «Московские новости» на английском языке («Moscow News»).

1990 — в Кирове вышел первый номер газеты «Вятский край».

 

Голосования

Ваш любимый жанр?: