Главная Новости Сегодня, 6 октября, в истории

Сегодня, 6 октября, в истории

E-mail Печать PDF
Сегодня, 6 октября, в истории

В этот день родились:

1881 — Иван Антонович Кочерга (на фото), украинский драматург («Ярослав Мудрый», «Часовщик и курица»).

Родился в городе Носовка Нежинского уезда Черниговской губернии.

В 1903 году окончил юридический факультет Киевского университета.

Литературную деятельность начал в 1904 году. Автор сказки «Песня в бокале» (1910, впервые поставлена в 1926 году в Харьковском народном театре), драмы «Алмазный жернов» (1927), феерии «Марко в аду» (1928, поставлена в Харьковском Краснозаводском театре), драматической поэмы «Свадьба Свички» (1930, впервые поставлена в 1935 году в Харьковском народном театре), драматической поэмы «Ярослав Мудрый» (1946), драмы «Истина» (1947).

В честь И. А. Кочерги в Дарницком районе Киева названа улица.

1891 — Кальман Калочаи, выдающийся эсперантолог, переводчик и поэт на языке эсперанто.

Кальман Калочаи

Родился в городке Абауйсанто. Его отец был юристом, мать умерла в юном возрасте в 1893 году.

В 1914 году, будучи студентом медицинского университета, К. Калочаи ушёл на фронт, где провёл в общей сложности около трёх лет. Параллельно со службой он продолжал учёбу, получив диплом врача в мае 1916 года. С 1920 года и до выхода на пенсию (в 1966 году) работал врачом-инфекционистом (некоторые источники ошибочно указывают его специальностью хирургию) в будапештской больнице Святого Ласло. Несмотря на значительные успехи во врачебной и научной деятельности (защитил докторскую диссертацию; в конце карьеры занимал высокие должности, имел несколько государственных наград), большую часть своей энергии он направлял на эсперанто-деятельность.

С эсперанто он познакомился в 1911 году. По его собственному признанию, поначалу он серьёзно интересовался также и языком идо, но предпочёл эсперанто, признав его более выразительным и гибким. Эсперанто-сообществом Калочаи признан как один из наиболее выдающихся поэтов и эсперантологов; его подходы к поэзии и некоторым вопросам грамматики эсперанто значительно развили (а в ряде случаев — даже реформировали) выразительные возможности эсперанто и во многом способствовали его стабилизации как языковой системы. На протяжении жизни К. Калочаи занимал многочисленные посты в различных эсперанто-организациях.

Как художественные, так и публицистические произведения К. Калочаи иногда подписывал псевдонимами. Из наиболее известных его псевдонимов следует упомянуть следующие: Kopar, Alex Kay, Malice Pik, C. E. R. Bumy, Peter Peneter, -y, K. Stelov.

К. Калочаи умер 27 февраля 1976 года в Будапеште. Его прах хранится в семейном склепе в городке Мариабешнё (Máriabesnyő).

1893 — Дмитрий Кленовский (настоящая фамилия Крачковский), поэт-эмигрант.

Дмитрий Кленовский

Родился в семье художника-пейзажиста, академика живописи Иосифа Крачковского и художницы Веры Беккер. Учился в Царскосельской гимназии (1904–1911), часто бывал с родителя­ми в Италии и Франции, в 1911–1913 по состо­янию здоровья находился в Швейцарии.

В 1913—1917 году Крачковский изучал юриспруденцию и филологию в Петербургском университете. В этот период он увлекался антропософией. Начал печататься в петербургских журналах с 1914 года, его первый сборник «Палитра» был издал в Петрограде, в 1917 году, под его настоящей фамилией Крачковский. Подготовленный к печати второй сборник «Предгорье», близкий к поэтике акмеизма, не вышел из-за революции.

Начиная с 1917 года и до своего отъезда в Харьков Крачковский работает в Москве совслужащим, в 1921–1922 журналистом, посещает литературные кружки, где знакомится с творчеством Андрея Белого и Максимилиана Волошина. С установлением советской власти Дмитрий Крачковский оставляет всякие попытки заявить о себе как поэте и в 1922 уезжает в Харьков, где работает переводчиком в Радиотелеграфном агентстве.

В 1942 году во время немецкой оккупации Украины он вместе с женой, немкой по происхождению, эмигрирует в Австрию, а затем в 1943 году в Германию. Начиная с 1947 года он вновь начинает публиковать стихи под псевдонимом Кленовский, в «Новом журнале», а с 1950 г. в журнале «Грани». В этот период он жил в Траунштейне, Бавария, и писал до самой смерти. Всего в Германии он издал 11 поэтических сборников.

Скончался Крачковский 26 декабря 1976 года.

В этот день скончались:

1660 — Поль Скаррон, французский поэт («Вергилий наизнанку»).

Поль Скаррон

Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632 г. получил место в приходе в Ле-Мане. Был приближен к епископу Шарлю де Бомануар и очень популярен в провинциальных салонах. В 1638 г. он неожиданно заболел ревматизмом, и 28-летний жизнерадостный, любящий повеселиться аббат превратился в разбитого параличом калеку, вынужденого проводить значительную часть времени в комнате, нередко вынося страшную боль в суставах. Это несчастье не помешало ему усиленно заниматься литературной работой и проявлять в своих сочинениях редкое, не сломленное недугом остроумие. Не имея почти никаких средств к существованию, он должен был прибегать к покровительству меценатов, посвящая им свои произведения, добиваясь денежных пособий, пенсий и т. п. Любимец Анны Австрийской, после публикации в 1649 г. памфлетных стихов в адрес кардинала Мазарини, он лишился королевской пенсии и вынужден зарабатывать на жизнь стихами-посвящениями.

Скаррон возвратился в Париж и в 1652 г. женился на 17-летней бесприданнице Франсуазе д’Обинье, внучке поэта Агриппы д’Обинье, будущей мадам де Ментенон, скрасившей последние 8 лет его жизни. В своем доме в парижском квартале Маре, прозванном «Приютом Безденежья», он открыл литературный салон, где часто собирался блестящий литературный полусвет, к которым присоединялись многие приближённые к королевскому двору. Там бывали поэты Сент-Аман, Тристан Отшельник, Бенсерад, аббат Буаробер, живописец Миньяр, маршал Франции Тюренн, Нинон де Ланкло.

1879 — Пётр Андреевич Каратыгин, драматург, актёр и педагог. Известность приобрёл как сочинитель водевилей («Дом на Петербургской стороне», «Дядюшка о трёх ногах», «Вицмундир»).

Пётр Каратыгин

Родился 29 июня (11 июля) 1805 года в Петербурге.

Учился в Петербургской театральной школе, сначала в классе балетмейстера Дидло, затем в драматическом отделении. Артистическую карьеру начал исполнением ролей любовников в драме и комедии (1823), но его влекло к водевилю, которому вскоре он посвятил себя и как писатель. Был занят в комедийных и водевильных ролях: Загорецкий («Горе от ума»), Замухрышкин («Игроки» Н. В. Гоголя), Фон Фонк («Холостяк» И. С. Тургенева). Играл в своих водевилях — Сен-Феликс («Чудак-покойник, или Таинственный ящик»), Клейстер («Булочная») и др. Белинский писал о Каратыгине: «талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный» (Собр. соч., т. VIII, стр. 534). Роль Зогорецкого (на первых порах Каратыгин играл в «Горе от ума» Репетилова) создана им еще в грибоедовское время и послужила началом его успеха.

Немало острот Каратыгин перешло в жаргон петербуржцев. Сохранилось множество анекдотов о его остроумных ответах и экспромтах. С конца 1850-х годов Каратыгин как актер стушевывается; его симпатии были на стороне традиций классического вкуса, и он недолюбливал бытовой репертуар, отдавая предпочтение Мольеру, Бомарше, Шеридану, Гольдони.

Время заведования Каратыгиным драматическим классом Петербургской театральной школы (1832–38) было наиболее блистательной эпохою этого учреждения. Каратыгин угадал в юном Мартынове-декораторе будущий талант и перевел его в драматический класс. Обучал А. М. Максимова, С. Я. Марковецкого, П. К. Громову и других известных в будущем актёров.

С 1872 по 1879 гг. Каратыгин помещал в «Русской старине» интересные и важные для истории театра «Воспоминания» о той поре, в которой жил и действовал. Свои пьесы он предоставлял антрепренерам даром, отказавшись вступить в общество драматических писателей.

1891 — Ирина Семёновна Кони (р. 1815), актриса и прозаик, мать юриста Анатолия Кони.

1892 — Альфред Теннисон, английский поэт («Королевские идиллии», «Королева Мария»).

Альфред Теннисон

Родился и провёл детство в Линкольншире; в его поэзии отразились впечатления живописной природы его родины. Отец Теннисона был священником, ведшим свой род от Плантагенетов. Теннисон получил прекрасное воспитание.

Вместе со своим старшим братом Чарльзом, имевшим также склонность к поэтическому творчеству, Теннисон издал в 1827 г. сборник стихов «Poems of Two Brothers» (анонимно).

В 1828 г. Теннисон вместе с братом вступил в университет в Кембридже (Trinity College), но покинул его без учёной степени. Университетский период ознаменовался дружбой с Галамом (сыном историка), ранняя и трагическая смерть которого вдохновила впоследствии Теннисона на одно из его самых замечательных произведений, «In Memoriam». В университете он получил золотую медаль за поэму «Тимбукту», написанную на заданный Академией сюжет. Критика («Atheneum» и др.) отметила это раннее произведение молодого поэта.

В 1842 г. вышло издание стихов Теннисона, в которое вошли самые известные из его лирических стихотворений и поэм: «Lady Clara Vere de Vere», «Locksley Hall», «The Blackbird», «Of old sat Freedom on the heights…», «Sir Launcelot and Queen Guinevere», «The Beggar Maid», «The Two Voices» и др. В 1847 г. вышла в свет «The Princess» — оригинальная большая поэма, в которой поэт выступил защитником женских прав, с большой нежностью и грацией рисуя ряд благородных и поэтичных женских образов.

В 1850 г. Теннисон женился, получил звание «поэта-лауреата» и издал «In Memoriam A. H. H.». Книга вышла сначала анонимно, но никто не сомневался в том, что один только Теннисон мог написать её. «In Memoriam A. H. H.» — ряд отдельных элегических стихотворений, вызванных смертью Галлама; по выражению одного критика, это «один из самых богатых даров, принесённых дружбой на алтарь смерти».

В 1853 году началась война в Крыму (военные действия на суше начались в 1854 году), в которой боевые действия вели французы, турки, подданные королевства Сардиния и англичане против Российской Империи Николая I. В битве при Балаклавской долине под русским огнём погибла английская Лёгкая кавалерийская бригада, которую Теннисон воспел в стихотворении «The Charge Of Light Brigade».

Следующее крупное произведение Теннисона — поэма «Maud» (1855), история трагической любви, изложенная от имени несчастного героя. «Maud» вызвала большие порицания, потому что казалась апологией войны — в противоположность намерению автора, который вовсе не отождествлял себя со своим героем.

Вершиной поэтического творчества Теннисона были последовавшие за «Maud» «Idylls of the Kings» («The Marriage of Geraint», «Geraint and Enid», «Merlin and Vivien», «Lancelot and Elaine» и «Guinevere» вышли в 1859 г.; «Dedication» — в 1862; «The Coming of Arthur», «The Holy Grail», «Pelleas and Ettarre», «The Passing of Arthur» — в 1869 г., «The Last Tournament» и «Gareth and Lynette» — в 1872; «Balin and Balan» — в 1885). Отдельные стихи поражают красотами языка, поэтичностью образов, прелестью архаического стиля, а все вместе образуют цельную поэму, рассказывающую историю расцвета и падения короля Артура и рыцарей Круглого Стола и вместе с тем символически отражающую рост, борьбу и падение человеческой души.

Из позднейших произведений Теннисона наиболее выдающиеся: «Enoch Arden», «Aylmer’s Field», «Northern Farmer», «Queen Mary» (драма), сборник «Ballads and other poems» («The Sisters», «The Village Wife», «In the Children’s Hospital» и др.). «The Cup», «The Forresters» и другие драмы. По роману «Enoch Arden» в 1901 году кубинский композитор Эдуардо Санчес де Фуэнтес сочинил оперу «Потерпевший кораблекрушение».

Последним, написанным за день до смерти, стихотворением было «Crossing the Bar» — религиозные строфы, говорившие о примирении со смертью; переложенные на музыку, они были исполнены в день его похорон. По желанию поэта похороны его имели светлый, торжественный характер; траур заменён был преобладанием белого цвета в одеждах и убранстве Вестминстерского аббатства, где он погребён (в «уголке поэтов» — «Poets' Corner»).

1919 — Рикард Пальма, перуанский писатель.

1935 — Иван Проханов (р. 1866), поэт, проповедник, создатель первых в России общин евангельских христиан, организатор Всероссийского союза евангельских христиан.

1952 — Надежда Тэффи (настоящее имя Надежда Александровна Лохвицкая), русская писательница.

Надежда Тэффи

Родилась 24 апреля (6 мая) 1872 года в Санкт-Петербурге в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830—1884). Училась в гимназии на Литейном проспекте.

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, начав литературную карьеру.

Публиковалась с 1901 года. В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».

Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Сатира Тэффи часто носила очень оригинальный характер; так, стихотворение «Из Мицкевича» 1905 года основано на параллели между широко известной балладой Адама Мицкевича «Воевода» и конкретным, произошедшим недавно злободневным событием. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонниками Тэффи были Николай II и В. И. Ленин, именем Тэффи были названы конфеты. По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением.

После закрытия в 1918 году газеты «Русское слово», где она работала, Тэффи отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Эта поездка привела её в Новороссийск, откуда осенью 1919 года она отправилась в эмиграцию. Подробности путешествия Тэффи из Новороссийска в Париж неизвестны, однако можно предположить, что в Париж она приехала уже в начале 1920 года: в феврале в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, а в апреле она организовала литературный салон.

Умерла 6 октября 1952 года в Париже, спустя два дня её отпевали в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

1991 — Игорь Владимирович Тальков, русский советский певец, автор песен, поэт, киноактёр.

Игорь Тальков

Родился 4 ноября 1956 года в селе Грецовка Тульской области. Он происходил из семьи с дворянскими корнями. Родители Игоря были репрессированы и познакомились в местах заключения. После реабилитации они были сосланы в Тульскую область с запретом на выезд.

Музыкой Тальков начал увлекаться с раннего детства. Учился в местной музыкальной школе по классу баяна, также освоил игру на гитаре, скрипке, барабанах и фортепиано. В выпускных классах возглавил школьный хор.

В 1973 году Игорь пишет свою первую композицию «Мне немного жаль».

После окончания школы делает неудачную попытку поступить в театральное училище в Москве, потом начинает учиться в Тульском пединституте, затем в институте культуры в Ленинграде, но бросает оба.

До появления на большой сцене Тальков выступает с несколькими ансамблями: «Былое и думы», «Фанты», «Звёздочка». После армии подрабатывает вокалистом на черноморских курортах.

С 1976 года начинает ездить по гастролям с группой «Апрель». Затем играл и пел в составе «Калейдоскопа» и «Электроклуба».

В 1987 году песня Давида Тухманова «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова попала в передачу «Песня года», после чего к Игорю пришла известность лирического музыканта. Однако, далеко не все его песни были лирическими.

В программе созданной после ухода из «Электроклуба» группы «Спасательный круг» концерт состоял из двух частей: песни гражданской тематики и лирические. С концертами «Спасательного круга» Тальков проехал всю страну, исполняя свои песни. В конце 1980-х он пишет песню «Россия», благодаря которой страна по-настоящему узнала Игоря Талькова.

К принесшим славу певцу песням можно отнести также «Вернусь», «Метаморфоза-2», «Совки», «Война», «Бал сатаны», «Дождь».

6 октября 1991 года Игоря Талькова застрелили в Санкт-Петербурге во время концерта. За год до этого он снялся в фильме «За последней чертой», где его герой был застрелен…

1996 — Георгий Иванович Куницын (р. 1922), писатель, философ, академик РАЕН.

2003 — Уильям Стейг, американский художник, детский писатель.

Уильям Стейг

Родился 14 ноября 1907 года. В семье было четверо сыновей, Уильям третий по счету. Его отец, социалист и человек твердых моральных правил, в немалой степени повлиявших на Стейга, был очень предприимчивым человеком.

Стейг-художник свой первый рисунок подал в 1930 году в журнал «Ньюйоркер». Всего же на страницах этого журнала было опубликовано за все время сотрудничества со знаменитым художником более 1650 рисунков, а 170 из них попали на обложку.

Стиль Стейга сложно описать каким-то одним словом, ибо он беспрестанно менялся, порой каждую неделю. Самой известной серией рисунков (кто-то считает рисунки Стейга комиксами) является серия «Малыши», которая повествует о хулиганствах и развлечениях изобретательных и драчливых мальчишек и девчонок.

Немалая часть творчества Стейга предназначена для взрослых. В своих работах художник часто изображает мужчин и женщин, орущих и ссорящихся друг с другом, шлепающих своих детей, с подозрительностью и холодностью разглядывающих друг друга, утопая в мякоти кресел. На одном из рисунков изображена женщина, стоящая у могилы своего покойного мужа: ее рот открыт, палец застыл в воздухе, она продолжает неоконченный при его жизни спор.

Стиль Стейга сложно описать каким-то одним словом, ибо он беспрестанно менялся, но при этом всегда стремился к искренности, сохраняя в душе частичку детской простодушности.

Он ушел из жизни 6 октября 2003 года, а его книги и рисунки продолжают жить и радовать детей и взрослых.

События дня:

1526 — за ересь сожжён на костре английский религиозный реформатор, переводчик Библии на английский язык Уильям Тиндейл.

1920 — в Кремле встретились английский писатель-фантаст Герберт Уэллс и Владимир Ленин.

1960 — в Нью-Йорке прошла премьера фильма Стэнли Кубрика «Спартак», снятого по одноимённому роману Говарда Фаста, с Кирком Дугласом в главной роли.

1962 — в Лондоне прошла премьера экранизации романа Яна Флеминга о Джеймсе Бонде «Доктор Нет».

 

Голосования

Ваш любимый жанр?: