Главная Новости Сегодня, 15 октября, в истории

Сегодня, 15 октября, в истории

E-mail Печать PDF
Сегодня, 15 октября, в истории

В этот день родились:

70 до н. э. — Публий Вергилий Марон (на фото), древнеримский поэт.

Родился в неподалеку от города Мантуи, в бедной семье.

Приехав в Рим, вошел в окружение Мецената — друга императора Августа, покровителя поэтов, философов и драматургов, среди которых были Гораций, Проперций и др.

Вергилий приобрел известность, благодаря пастушеской идиллии «Буколики». Затем он написал поэму «Георгики» о сельском хозяйстве. Однако настоящую славу принесла ему поэма «Энеида»о Троянской войне, одна из самых любимых и популярных книг античности. Вергилий также явяляется автором восьмитомного труда «Кодекс Августа».

Умер в 19 г. до н. э.

1809 — Алексей Васильевич Кольцов, русский поэт.

Алексей Кольцов

Родился в Воронеже в семье купца-прасола. В 1818 году Алексей поступил в Воронежское уездное училище, но через два года оставляет учебу, чтобы помогать отцу – он перегоняет и продает скот.

Его первое стихотворение было написано в 1825 году. Называлось оно «Три видения», но впоследствии Алексей уничтожил его.

Первое значительное появление его творчество в печати произошло в 1831 году, когда Станкевич, московский поэт, с которым Кольцов познакомился в 1830 году, публикует его стихи с коротким предисловием в «Литературной газете».

В 1835 году выходит первый сборник стихотворений Кольцова. Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми – с Белинским, который оказал на него большое влияние, а также с Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным. Пушкин в своем журнале «Современник» публикует стихотворение Кольцова «Урожай».

Поездки помогли Кольцову собирать народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Многие стихотворения стали песнями на музыку М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

1814 — Михаил Юрьевич Лермонтов, русский поэт.

Михаил Лермонтов

Родился в Москве, в доме напротив Красных ворот. Сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова). 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного крестили. Крестной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.

Раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования.

По словам современников, Михаил был очень вспыльчивым и закрытым человеком. При первом знакомстве распознать его настоящую личность удавалось далеко не каждому.

Найти почитателей своему литературному таланту Лермонтову тоже удалось не сразу. Очень долгое время его таланты были известны только в офицерских кружках. Слава пришла к нему только со стихотворением «Смерть поэта», посвященным Пушкину. Изначально оно заканчивалось словами «и на устах его печать». Стихотворение моментально распространилось в списках и вызвало бурю самых разнообразных откликов. Многие оправдывали Дантеса. И разгневанный Лермонтов дописал ещё 14 строк, начинающихся с «А Вы, надменные потомки…» Последовали арест и ссылка на Кавказ.

Запальчивый и не умеющий скрывать своих чувств, Лермонтов нередко становился участником дуэлей и скандалов. По возвращении с Кавказа теперь уже знаменитый писатель Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой. За ней же ухаживал и сын французского посла. Результатом стала ещё одна дуэль и ещё одна ссылка на Кавказ. В этот раз поэта было приказано постоянно держать на первой линии фронта. Лермонтов на войне отличался доблестью и абсолютным хладнокровием. Некоторые его считали даже безрассудным. Но убила поэта не вражеская пуля.

В Пятигорске, возвращаясь из отпуска, он повстречал своего старого знакомого по юнкерской школе, майора Николая Мартынова. Лермонтов как всегда язвил и отпускал обидные шутки в адрес Мартынова. Вспыхнула ссора.

27 июля 1841 года на дуэли Лермонтов специально промахнулся, а Мартынов выстрелили прямо в грудь поэту. Смерть наступила мгновенно.

1832 — Николай Саввич Тихонравов , литературовед, театровед, археограф, академик Петербургской АН. Ректор Московского университета (1877–83), председатель Общества любителей российской словесности.

Николай Тихонравов

Родился в д. Шеметово Мещовского уезда Калужской губернии. Отец Тихонравова был фельдшером в одной из московских больниц.

В 1849 г., по окончании гимназического курса в Москве, поступил в главный педагогический институт, но в том же году, при содействии М. П. Погодина, перешёл в Московский университет. После окончания университета несколько лет был преподавателем истории и русской словесности в одной из московских гимназий. В 1859 г. занял в Московском университете кафедру истории русской литературы; в 1870 г. получил степень доктора русской словесности honoris causa; в 1876 г. был избран деканом историко-филологического факультета, в 1877 г. — ректором Московского университета. Последнюю должность он занимал до 1883 г.; в 1889 г. прекратил чтение лекций в университете; в 1890 г. был избран ординарным академиком.

Работы Тихонравова в основном посвящены:

-критическому изданию памятников средневековой русской литературы,

-исследованиям по отдельным частным вопросам.

К первой группе трудов Тихонравова относится ряд публикаций в издававшихся им «Летописях русской литературы и древности» (5 тт., 1859—1863), например, «Повесть о Савве Грудцыне», «Сказание об Индейском царстве», «Стих о Голубиной книге», «Автобиография протопопа Аввакума» и другие, затем «Памятники отречённой русской литературы» (1863), «Слово о полку Игореве» и другие. Сюда же по типу работы примыкает критическое издание сочинений Гоголя (десятое, 5 тт., М., 1889—1890; тома 6 и 7 были подготовлены Тихонравовым, но выпущены в свет уже после его смерти Б. И. Шенроком), «Ревизор» (первоначальный сценический текст, 1886) и др. К этой же группе относятся двухтомные «Русские драматические произведения 1672—1725 гг.» (1874; отпечатанные ценнейшие «примечания» к этому изданию не были выпущены в свет и сохранились в нескольких экземплярах).

Исследовательские работы Тихонравова невелики по объёму и почти всегда связаны с публиковавшимися им текстами; это статьи об апокрифах, о начальном периоде русского театра и т. д. Особо следует отметить большую статью «Московские вольнодумцы начала XVIII века и Стефан Яворский» («Русский вестник», 1870, кн. 9; 1871, кн. 2 и 6). Большая часть работ Тихонравова, не выходивших отдельным изданием, перепечатана в его сочинениях.

1859 — Коста Леванович Хетагуров, основоположник осетинской литературы, поэт, просветитель, скульптор, художник («Осетинская лира», «Дети-каменщики»).

Коста Хетагуров

Родился в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (урождённая Плиева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сохиева.

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.

Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».

Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове, в 1899 году Коста узнает что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания. Закончился срок морских купаний, выхлопотанный у властей 5 августа 1899 год и Хетагуров вернулся в Херсон.

В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью — и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области. По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.

1859 — Александр Стоянов Теодоров-Балан (ум. 1959), болгарский языковед, историк литературы, библиограф, первый ректор Софийского университета.

1881 — Пэлем Грэнвил Вудхауз (Pelham Grenville Wodehouse), английский писатель-юморист и комедиограф.

Пэлем Вудхауз

Родился в Гилфилде (графство Сарри).

Окончил лондонский Далич-колледж, работал в банке, затем устроился в газету "Глоб" и стал писать юморески и фельетоны. Начиная с 1909 года, жил и работал в США и во Франции.

В 1940 году, находясь во Франции, был арестован нацистами и почти всю войну провел в Берлине. После войны окончательно переселился в США, в 1955 году принял американское гражданство.

В 1975 году королева удостоила Вудхауса рыцарского звания.

Писать начал в юношеские годы, пробовал свои силы в различных жанрах, к фарсу, прославившему его имя, обратился в 1910-х годах. Первым опытом фарса "по Вудхаусу" стал роман "Кое-что новенькое" (1913). Самые популярные у читателей персонажи Вудхауса, аристократ Берти Вустер и его неотразимый слуга Дживс, "появились на свет" в 1917 году, когда был опубликовал рассказ "Человек, у которого было две левых ноги".

1897 — Илья Ильф (настоящее имя Иехиел-Лейб Файнзильберг), писатель («Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»).

Илья Ильф

Родился в Одессе в семье банковского служащего.

В 1913 году, окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала «Синдетикон», в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.

В 1923 году становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете «Гудок», но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире. Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков «Москва – Азия» (1925).

В 1925 году происходит знакомство будущих соавторов — Ильи Ильфа с Евгением Петровым, но только через год начинается их совместная деятельность (Петров должен был отслужить в армии).

Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман «Двенадцать стульев», публиковавшийся в 1928 в журнале «30 дней», который сразу завоевал признание читателя, но критикой был встречен холодно. Книгу молодых писателей поддержал В.Маяковский.

В 1920-е появляется ряд фельетонов и повестей, написанных совместно, в «Правде» и «Литературной газете». В 1931 году публикуется второй роман Ильфа и Петрова – «Золотой теленок», тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М.Горького, А.Зощенко, А.Барбюса.

В 1935 писатели совершили путешествие в США, позже написав книгу «Одноэтажная Америка» (1936).

Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), обострившаяся во время путешествия, окончилась его смертью, последовавшей 13 апреля 1937 года.

Интерес к авторам популярных советских романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» с годами не угас: это выражается и в изданиях книг, и в инсценировках и экранизациях.

1900 — Пранас Витаутас Будвитис (Pranas Vytautas Būdvytis) (ум. 1975), литовский журналист, поэт, переводчик.

1905 — Чарльз Перси Сноу (Charles Percy Snow), английский писатель («Чужие и братья», «Коридоры власти», «Смерть под парусом»).

Чарльз Сноу

Родился в Лестере. Образование получил в Колледже Лестершира и Ратленда в родном городе, после чего закончил Кембриджский университет, где с 1930 преподавал в Крайст-колледже.

Сноу занимал разнообразные посты в лейбористских правительствах Великобритании. Так, в 1940—1944 он был техническим директором министерства труда, в 1945—1960 — комиссаром гражданской службы, в 1964—1966 — парламентским секретарём министерства технологии. В 1957 Сноу был возведён в дворянское достоинство, а в 1964 сделан пожизненным пэром без права передачи звания по наследству в баронском статусе.

С 1950 он был женат на писательнице Памеле Хендсфорд Джонсон, и имел сына Филипа (род. в 1952).

В 1961—1964 Сноу занимал выборный пост ректора Университета Сент-Эндрюса.

Первой опубликованной книгой Сноу стал детектив "Смерть под парусом" (1932). Среди его других работ — биография Энтони Троллопа, цикл романов "Чужаки и братья" и "Реалисты" — исследование творчества Стендаля, Бальзака, Льва Толстого, Достоевского, Диккенса, Бенито Переса Гальдоса, Генри Джеймса и Пруста.

Скончался 1 июля 1980 года в Лондоне.

1916 — Джемалдин Хамурзаевич Яндиев (ум. 1979) — первый в Ингушетии Народный поэт, член Союза писателей СССР, председатель Союза писателей ЧИАССР, кавалер ордена «Знак Почёта».

1920 — Марио Пьюзо (Mario Puzo), американский писатель итальянского происхождения, автор романа «Крёстный отец».

Марио Пьюзо

Родился в Нью-Йорке. После окончания службы в частях ВВС США, в составе которых он воевал в Восточной Азии и в Германии во время Второй мировой войны, будущий писатель закончил Нью-Йоркский колледж социальных исследований и продолжил образование в Колумбийском университете.

Во время Второй мировой войны Марио Пьюзо служил в частях ВВС США,. После окончания войны он около двадцати лет работал в правительственных учреждениях в Нью-Йорке и за границей.

Первая книга писателя, «Темная арена», увидела свет в 1955 году, а с 1963 года он начал работать внештатным журналистом и вскоре всерьез занялся писательским делом.

Как писатель Пьюзо прославился во всем мире вышедшим в 1969 году романом «Крестный отец», в котором рассказывалось о корнях итальянской мафии, о коррупции, насилии и законах чести. Книга в 1970-е годы долгое время занимала первые места в списке бестселлеров.

В 1991 году Марио чуть не скончался от инфаркта, который он перенес в Лас-Вегасе. Однако, после операции на сердце он выжил, и вернулся к работе над романом «Последний дон»

Скончался Марио Пьюзо 2 июля 1999 года в своем доме на Лонг-Айленде, в Нью-Йорке. Его последний роман, «Омерта» был закончен незадолго до смерти и в скором времени будет опубликован.

У Марио остались его супруга жена Карол Джина, с которой Марио прожил 20 лет, и пятеро детей.

1923 — Итало Кальвино (Italo Calvino), итальянский писатель.

Итало Кальвино

Родился в Сантьяго-де-лас-Вегас на Кубе. Его детство прошло в Сан-Ремо, там Кальвино получил среднее образование. В начале Второй мировой войны прервал обучение на аграрном факультете и присоединился к партизанскому движению.

В 1945 году Кальвино переехал в Турин. Здесь он сотрудничает с разными газетами. При посредничестве друзей-писателей Ч.Павезе и Э.Виторини Итало Кальвино издал свою первую книгу «Тропа паучьих гнезд». Это была неореалистическая повесть, в основу которой лег его партизанский опыт. В 1949 году вышел сборник его повестей «Последним приходит ворон». Обе книги появились в окружении неореализма.

В 1964 году Итало Кальвино переезжает в Париж. Здесь он увлекается социологией, космологией и семиотикой. Новые интересы повлияли и на его творчество: вскоре выходит сборник повестей «Космокомические истории» (1965), а в 1969 году – роман «Замок скрещенных судеб». Эти произведения создавались под значительным влиянием фантастики и сюрреализма.

В 1975 году Итало Кальвино стал почетным членом Американской Академии, через год он получает Австрийскую Государственную премию по европейской литературе.

Умер Итало Кальвино в Сиене 19 сентября 1985 года.

1926 — Генрих Саулович Альтшуллер, писатель, изобретатель, автор ТРИЗ.

Генрих Альтшуллер

Родился в Ташкенте. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт на нефтемеханический факультет. В феврале 1944 года с первого курса добровольцем пошел в Советскую Армию.

Генрих Альтшуллер изобретал с самого детства. Среди его первых изобретений – катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет. К 1950 году на его счету было уже 10 изобретений.

В 1948 году написал письмо Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 года был арестован, без суда приговорен Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы. В лагере сделал несколько изобретений. В октябре 1954 года был реабилитирован.

В 1958 году был опубликован его первый фантастический рассказ «Икар и Дедал». Все научно-фантастические произведения изобретатель печатал под псевдонимом Генрих Альтов.

Первая публикация, посвященная теории изобретательства, – статья «О психологии изобретательского творчества», в которой– первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа Генрих работал около 40 лет.

В 1970 году он создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая уже через год переросла в Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества – первый в мире центр обучения ТРИЗ. Альтшуллер сам преподавал ТРИЗ школьникам. Параллельно он вел изобретательский раздел в газете «Пионерская правда».

С 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получила в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров «Изобретающая машина».

Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены практически во всех странах мира. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

Умер Генрих Саулович Альтшуллер 24 сентября 1998 года.

1926 — Эван Хантер (Evan Hunter), американский писатель, автор детективов (под псевдонимом Эд Макбейн), пьес и телесценариев.

Эван Хантер

Родился в Нью-Йорке в семье итальянских эмигрантов и при рождении получил имя Сальваторе Альберт Ломбино. Он закончил школу Эвандер Чайлд. Во время Второй мировой войны служил во флоте, на эскадренном миноносце в Тихом Океане. Во время службы написал несколько рассказов. После войны вернулся в Нью-Йорк и поступил в Хантер-колледж. В газете колледжа публиковал еженедельную колонку.

Сменил несколько работ. Семнадцать дней в сентябре 1950 года был учителем в школе и позднее использовал этот опыт при написании романа «Школьные джунгли». В 1951 году стал литературным агентом, работал с такими авторами, как Артур Кларк, Пол Уильям Андерсон, Пэлем Грэнвил Вудхауз. В том же году впервые напечатался, дебютом стал научно-фантастический рассказ «Добро пожаловать, марсиане». Этот рассказ был подписан ещё «С. А. Ломбино». После этого писатель публиковался под псевдонимами Эван Хантер и Хант Коллинз. Первый псевдоним был составлен из названий двух учебных заведений: Эвандер Чайлд и Хантер-колледж.

В мае 1952 года он официально сменил имя и стал Эваном Хантером после того, как редактор сказал ему, что с итальянским именем его произведения будут хуже продаваться. Как Эван Хантер он опубликовал роман «Школьные джунгли» (1954).

Чтобы не портить репутации серьёзного писателя, детективные романы Хантер публиковал под псевдонимами: Курт Кэннон, Хант Коллинз, Ричард Марстин. Его самый известный псевдоним Эд Макбейн появился в 1956 году, когда вышел роман «Ненавидящий полицейских». Это был первый роман из цикла о 87-м полицейском участке, который находится в вымышленном городе, напоминающем Нью-Йорк. Здесь впервые появился детектив Стив Карелла и его коллеги, которые станут сквозными персонажами цикла на протяжении более, чем пятидесяти книг: «Грабитель» (1956), «Клин» (1959), «Цена сомнения» (1965), «Будни» (1971) и др.

Уже в 1958 году Хантер признался, что Макбейн — это он, но продолжал подписывать так детективы, в том числе цикл об окружном прокуроре Мэтью Хоупе. Романы этого цикла носили названия известных сказок: «Златовласка» (1977), «Румпельштильцхен» (1981), «Красавица и чудовище» (1982) и др.

Серьёзную прозу он публиковал под настоящим именем: роман «Наступает зима» (1973), сценарий для фильма Альфреда Хичкока «Птицы» (1963). О работе с режиссёром он оставил ироничные мемуары «Я и Хич» (1997).

После 1960 года он дважды использовал псевдонимы, помимо Макбейна. Роман «Королевский флеш» (1975) был подписан именем Эзра Хэннон, а роман «Scimitar» (1992) — именем Джон Эббот. В 2000 году вышел роман «Кэндиленд», первая часть которого была напечатана под именем Эван Хантер, а вторая — под именем Эд Макбейн.

В 2002 году у писателя был обнаружен рак горла. Эван Хантер умер в 2005 году в Уэстоне (штат Коннектикут). До самого последнего дня он продолжал писать, последняя книга о 87-м участке вышла уже после его смерти.

1929 — Милорад Павич (Милорад Павић), сербский поэт, писатель, переводчик и историк сербской литературы XVII—XIX вв.

Милорад Павич

Родился в Белграде в семье скульптора и преподавательницы философии. Детство Павича пришлось на нацистскую оккупацию. Учился в школе имени Карагеоргия в Белграде.

В 1949—1953 годах учился на философском факультете университета Белграда, позже получил степень доктора философии в области истории литературы в Загребском университете.

После университета работал в газетах, писал критические работы, переводил стихи с европейских языков. Некоторое время преподавал в различных университетах (в парижской Сорбонне, в Вене, Фрайбурге, Регенсбурге и Белграде). Его первый поэтический сборник («Палимпсести») был издан в 1967 году. В 1971 году был опубликован следующий стихотворный сборник «Лунный камень» («Месечев камен»).

Кроме того М. Павич автор монографий по истории древней сербской литературы и поэзии символизма. В 1991 году вошёл в состав Сербской академии наук и искусств, кроме того, являлся членом «Société Européenne de Culture» и сербского ПЕН-клуба. В 2004 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Павич владел русским, немецким, французским, несколькими древними языками. Был женат на Ясмине Михайлович (сербская писательница, литературовед и литературный критик).

Скончался 30 ноября 2009 года в Белграде на 81-м году жизни от инфаркта миокарда.

1930 — FM-2030 (настоящее имя Ф. М. Эсфендиари) (Fereidoun M. Esfandiary), футуролог, философ, писатель. Один из основателей трансгуманистического движения.

FM-2030 (Ф. М. Эсфендиари)

Родился в семье иранского дипломата.

Всю свою жизнь он занимался тем, что дарил людям надежду на прекрасное будущее и искал пути его достижения. FM-2030 заложил фундамент трансгуманизма своими книгами «Optimism One» в 1970 году, «Up-Wingers» в 1973 и «Telespheres» в 1977 году. В этих книгах говорится о тех, кто готов к новому витку эволюции, о том, что нужно быть, чтобы стать таким и что нас ждет в светлом будущем, полным таких чудес как бесконечные источники энергии, телепортация и бессмертие.

В 1989 году FM-2030 издал книгу «Are you transhuman?», в ней он призывал людей думать о будущем, планировать его, стремиться к лучшему и, конечно, развиваться самим. Главное, к чему мы должны стремиться – это общность всего человечества и вместе с тем индивидуальность каждого человека.

И пусть будущее всего лишь мечта, разве не мечты превратили нас из первобытных обитателей пещер в покорителей космоса?

В этот день скончались:

1837 — Иван Иванович Дмитриев, русский поэт, баснописец, государственный деятель.

Иван Дмитриев

Родился 10 (21) сентября 1760 в имении отца Ивана Гавриловича Дмитриева (1736—1818) — селе Богородском Казанской (позднее Симбирской) губернии. Получил домашнее образование, несколько лет обучался в частном пансионе Ф. Ф. Кабрита в Симбирске.

Восстание Пугачёва вынудило семью Дмитриева переехать в Москву. На 14-м году жизни весной 1774 года Дмитриев отправился в Петербург на службу в гвардейский лейб-гвардии Семёновский полк и вскоре принялся сочинять стихи. Первые стихотворные опыты относятся к 1777 году, писались под воздействием журналиста Николая Новикова и носили большей частью сатирический характер; автор их впоследствии уничтожил. Дебют в печати состоялся в журнале Новикова «Санкт-Петербургские учёные ведомости», где в 1777 году было напечатано стихотворение «Надпись к портрету князя А. Д. Кантемира» с пожеланием успехов юному поэту. Ориентиром для Дмитриева служили стихи Ломоносова, Сумарокова, Хераскова. Дмитриев основательно ознакомился с произведениями лучших писателей французской литературы, а также и с римскими и греческими классиками во французских переводах.

В 1783 году состоялось знакомство с Николаем Карамзиным. Под его влиянием Дмитриев обратился к книгам французских просветителей. В Карамзине Дмитриев нашёл не только друга, но и руководителя в литературных занятиях, советам и указаниям которого безусловно подчинялся. Вслед за тем Дмитриев сблизился с Державиным. Знакомство с ним, по словам Дмитриева, «открыло ему путь к Парнасу»; в доме его он перезнакомился почти со всеми современными писателями.

В 1791 году в «Московском Журнале», который издавал Карамзин, появился целый ряд произведений Дмитриева, в том числе и самая его известная песня «Голубок» («Стонет сизый голубочек»). Последняя тотчас же была положена на музыку и получила самое широкое распространение. Вслед за «Московским Журналом» Карамзин приступил к изданию «Аглаи» и «Аонид», в которых Дмитриев также принял участие.

В 1795 году в Московской университетской типографии вышло первое издание его стихотворений под заглавием «И мои безделки». По версии исследователя Виктора Трофимовича Чумакова, книга стала первым печатным изданием, в котором встречается буква «ё». Первым словом, отпечатанным с буквой «ё», было «всё», затем «огонёк», «пенёк», «безсмёртна», «василёчик».

В том же году Дмитриев приступил к изданию песенника, в который вошли как его собственные песни, так и песни других поэтов, и который вышел в 1796 году под заглавием «Карманный песенник, или собрание лучших светских и простонародных песен».

В начале 1796 года Дмитриев получил чин капитана гвардии и взял годовой отпуск с намерением выйти в отставку. Однако смерть Екатерины II заставила его вернуться в Петербург, где он был неожиданно арестован по обвинению в подготовке покушения на Павла I. После выяснения недоразумения Дмитриев пользовался особыми милостями императора и в 1797 году был назначен товарищем министра уделов, затем обер-прокурором Сената. В конце 1799 года он добился отставки, поселился в Москве и целиком отдался литературной работе.

В 1806 году Дмитриев вернулся на службу, исполняя сенаторские обязанности в Москве. В 1810 году был назначен членом Государственного совета и министром юстиции. По окончании Отечественной войны в 1814 году он попросил об отставке, был уволен и в том же году уехал в Москву, где с 1816 по 1819 годы состоял председателем комиссии для оказания помощи жителям Москвы, пострадавшим от нашествия французов, за успешное выполнение которого он был награждён чином действительного тайного советника и орденом св. Владимира I степени. После этого Дмитриев окончательно оставил служебную деятельность. Последние годы своей жизни Дмитриев провёл почти безвыездно в Москве. Мало занимаясь литературными делами, он написал лишь несколько басен и литературных мелочей и исправлял старые стихотворения для новых переизданий трёхтомного собрания сочинений.

Умер в Москве 3 (15) октября 1837. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

События дня:

2000 — в Париже на Монмартре открыли «Стену Любви», на которой на 311 языках написано «Я тебя люблю».

Стена любви — достопримечательность нового времени в Париже

Париж — город, сотканный из истории, искусства, моды, деловой жизни, уличных кафе, кабаре и, конечно же, романтики. Романтических уголков здесь не счесть, и каждый может найти свой единственный и неповторимый.

Париж нередко называют городом любви — на протяжении столетий он впитывал в себя любовные истории, а его каменные стены до сих пор хранят чьи-то сердечные тайны и опутанные интригами любовные драмы.

В честь празднования начала 21 века здесь, на знаменитом Монмартре, 15 октября 2000 года появилась так называемая Стена любви.

На этом сооружении площадью 40 квадратных метров на синем фоне белыми буквами написаны признания в любви на 311 языках, то есть практически на всех официальных языках мира. Есть даже шрифт Брайля для слепых, а также на языке знаков.

Каждый здесь может прочитать на своем родном языке — «Я тебя люблю»…

Стена была разукрашена по инициативе местных торговцев тремя художниками, работающими в стиле граффити: Даниэлем Булонем, Фредериком Бароном и Клэр Кито.

Стена Любви стала Парижской достопримечательностью нового времени. В День всех влюбленных у стены совершается символический акт — выпускание белых голубей. Но и в любой другой день можно насладиться тишиной и пением птиц в этом укромном местечке, находясь в двух шагах от Монмартра и одновременно вдали от суеты большого города.

 

Голосования

Ваш любимый жанр?: