Сегодня, 20 октября, в истории

20.11.2012 19:30 Hовости книжного мира
Печать
Сегодня, 20 октября, в истории

В этот день родились:

1824 — Александр Васильевич Дружинин (на фото), русский писатель, литературный критик, переводчик.

Родился в Санкт-Петербурге. Получил домашнее образование, учился в Пажеском корпусе (1841—1843). Служил в лейб-гвардии Финляндском полку и сблизился с сослуживцем П. А. Федотовым, впоследствии известным художником. Дружинин заведовал полковой библиотекой и много читал. По слабому здоровью и желанию посвятить себя литературе в январе 1846 вышел в отставку в чине подпоручика и в феврале поступил в канцелярию Военного министерства. C 1847 публиковал в журнале («Современник» свои рассказы, повести, романы, позднее также очерки текущей периодики и литературно-критические статьи. В ноябре 1849 был выведен за штат без жалованья; с января 1851 в отставке (коллежский асессор).

В редакционном кружке «Современника» с конца 1840-х по конец 1850-х годов Дружинин был близок с Д. В. Григоровичем, И. С. Тургеневым и в особенности с П. В. Анненковым и В. П. Боткиным, с которыми его сближали не только литературно-эстетические предпочтения, но и житейские развлечения. Под заметным влиянием Дружинина и его теории «чистого искусства» в 1856—1858 находился Л. Н. Толстой.

С начала 1850-х годов Дружинин, помимо «Современника», был близок к кругу журнала О. И. Сенковского «Библиотека для чтения». В 1856 Дружинин по приглашению издателя «Библиотеки для чтения» В. П. Печаткина возглавил журнал. В 1860 Дружинин передал редактирование А. Ф. Писемскому, который уже был к тому времени его соредактором. Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Искра», «Русский вестник» и газетах «Санкт-петербургские ведомости», «Северная пчела». В «Журнале садоводства» поместил статью «Заметки о садоводстве в Петербургской губернии» (1856, т. 2). В журнале «Век» в 1861 был соредактором П. И. Вейнберга.

В ноябре 1856 на обеде у графа Г. А. Кушелева-Безбородко Дружинин предложил создать по образцу английского Literary fund Литературный фонд. На эту же тему он опубликовал статью «Несколько предположений по устройству русского литературного фонда для пособия нуждающимся лицам учёного и литературного круга» («Библиотека для чтения», 1857, т. 146). Организованное благодаря настойчивости Дружинина в 1859 в Санкт-Петербурге Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным просуществовало около 60 лет.

Умер от чахотки. Смерть и похороны прошли почти не замеченными; заслуги Дружинина перед русской литературой отметили Н. А. Некрасов в некрологе («Современник», 1864, № 1) и И. С. Тургенев в поминальной речи («Русский инвалид», 1864, 18 февраля).

1839 — Флорентий Фёдорович Павленков, российский книгоиздатель.

Флорентий Павленков

Родился в небогатой дворянской семье помещика в Тамбовской губернии. Учился в кадетском корпусе, затем в Михайловской артиллерийской академии. Служил в конной артиллерии в Киевском и Брянском арсеналах. Вышел в отставку в 1866 в звании поручика.

Начал издательскую деятельность в Санкт-Петербурге переводом и изданием «Полного курса физики» Гано. Открыл книжный магазин (по адресу Невский проспект, 36).

В 1867 за издание 2-й части сочинений Д. И. Писарева подвергся судебному преследованию, но был оправдан. В 1868 за речь на похоронах Писарева был заключён в Петропавловскую крепость и сослан в Вятскую губернию. Был арестован в Вятке осенью 1874. В 1877 вернулся в Петербург, неоднократно подвергался обыскам и арестам. В 1880 за связь с революционерами выслан в Сибирь, вернулся из ссылки в 1881 по представлении надежных поручителей и с подчинением полицейскому надзору сроком на 5 лет.

В Вятке составил «Наглядную азбуку для обучения и самообучения грамоте», удостоенную почетного отзыва на всемирной выставке 1873 в Вене и выдержавшую более двадцати изданий.

Издавал в основном книги, рассчитанные на массовую аудиторию: сочинения русских классиков, иллюстрированные библиотеки русской и западноевропейской литературы для детей, научную переводную литературу, научно-популярные библиотеки.

Особое место занимала биографическая серия «Жизнь замечательных людей» (было издано около 200 биографий).

Также издавались произведения марксистско-социалистической направленности (Ф. Энгельса, А. И. Герцена, В. Г. Белинского , Д. И. Писарева и др.)

В 1899 издал «Энциклопедический словарь», снабжённый большим количеством рисунков, портретов и карт. Впоследствии эта книга переиздавалась шесть раз с изменениями и дополнениями.

Всего издательство Павленкова выпустило в свет более 750 наименований книг тиражом более 3,5 млн экземпляров.

Умер в Ницце в 1900, похоронен в Санкт-Петербурге.

1854 — Артюр Рембо (Jean Nicolas Arthur Rimbaud), французский поэт, один из основоположников символизма («Пьяный корабль», «Сквозь ад», «Озарения»).

Артюр Рембо

Родился в Шарлевиле на северо-востоке Франции. Его отец, Фредерик Рембо, по профессии военный, служил в Алжире, мать его, Мари-Катрин-Витали Кюиф — из зажиточной крестьянской семьи. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью, с тех пор мальчика воспитывала мать. Рембо обучался в лицее в Шарлевиле. После публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и Бельгии.

В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом и на некоторое время становится его интимным другом. Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена, впоследствии снимает комнату. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осужден на 2 года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.

После этого Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в Египте и Эфиопии), а также в Йемене он занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами и оружием.

В феврале 1891 года Рембо вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. В госпитале за ним ухаживала сестра, приехавшая из Шарлевиля. Рембо умер в Марселе, в госпитале, 10 ноября 1891 года. Похоронен в Шарлевиле.

В XX веке вокруг наследия Рембо развернулась борьба. Поэты реализма и модернизма причисляли его к основателям своего течения. Общепризнано последователями Рембо среди французских поэтов являются Гийом Аполлинер, Поль Элюар, поэты Сопротивления.

Во второй половине XX века Артюр Рембо обретал всё большую популярность. Так, его образ неоднократно был использован в кинематографе. Наибольшую известность получил фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), созданный по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), в котором роль поэта исполнил Леонардо Дикаприо (историческая достоверность образов Рембо, а также Верлена в исполнении Дэвида Тьюлиса в этом фильме многими ставится под сомнение).

1905 — Фредерик Данней (настоящее имя Дэниел Натан) (Frederick Dannay — Daniel Nathan) (ум. 1982), американский писатель. Вместе с двоюродным братом Манфредом Б.Ли (Manfred B. Lee) известен как Эллери Куинн (Ellery Queen), знаменитый автор детективов.

1919 — Мустай Карим (настоящее имя Мустафа Сафич Каримов), народный поэт Башкортостана («Декабрьская песня», «Чёрные воды», «Годам вослед»).

Мустай Карим

Родился в деревне Кляшево, Сафаровская волость, Уфимский уезд, Уфимская губерния, в татарской крестьянской семье. В 1941 году окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного пединститута. С первых дней Великой Отечественной войны и до побед Мустай Карим был на фронте — служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны всецело отдался творческой и общественной деятельности.

Мустай Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 году вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся», в 1941-м — вторая «Весенние голоса». С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений.

С 1951 по 1962 год Мустай Карим являлся председателем правления Союза писателей БАССР, с 1962 по 1984 год — секретарём правления Союза писателей РСФСР.

В 1967 году за пьесу «В ночь лунного затмения» ему присуждена премия РСФСР имени К. С. Станиславского, в том же году за первый том «Избранных произведений» — Республиканская премия БАССР имени Салавата Юлаева, в 1972 году за книгу «Годам вслед» — Государственная премия СССР. В 1978 году за книгу «Жду вестей» Мустай Карим был удостоен Почетного диплома международного жюри имени Г.-Х. Андерсена. В 1984 году за трагедию «Не бросай огонь, Прометей!» и повесть «Долгое-долгое детство» ему присуждена Ленинская премия.

Плодотворную литературную работу Мустай Карим сочетал с многосторонней общественной деятельностью.

Народный поэт Башкирии Мустай Карим скончался после двух инфарктов 21 сентября 2005 года находясь в республиканском кардиологическом диспансере Уфы. Похоронен на Мусульманском кладбище в Уфе.

1919 — Авенир Зак (ум. 1974), советский драматург.

1925 — Арт Бухвальд (Arthur "Art" Buchwald), американский журналист и писатель-сатирик.

Арт Бухвальд

Родился в семье еврейских выходцев из Польши и Австро-Венгрии. Мать Бухвальда, Хелен Клайнбергер вскоре после его рождения была помещена в психиатрическую лечебницу. Бухвальд так ни разу и не увидел её, хотя она прожила ещё 35 лет. Отец будущего писателя, Джозеф Бухвальд, работал на фабрике по пошиву штор. После начала Великой депрессии маленького Артура отдают в еврейский детский приют в Нью-Йорке: денег мало, а в семье ещё три ребёнка — дочери Элис, Эдит и Дорис. Бухвальд сменил несколько приютов, пока в 5-летнем возрасте не воссоединился с семьёй, жившей тогда в нью-йоркском районе Квинс.

Не закончив школу, в 17 лет Бухвальд бежал из дома и, завысив свой возраст, записался в корпус морских пехотинцев. Служил с октября 1942 по октябрь 1945 года, два года его службы прошли в районе Тихоокеанского театра военных действий. Уволился из армии в звании сержанта.

Вскоре Бухвальд поступил в Университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Там он впервые пробует себя в журналистике — редактирует журнал студгородка «Wampus», а также пишет для университетской газеты «Daily Trojan». В 1948 году бросил учёбу и уехал в Париж, где работал корреспондентом журнала «Variety», а в январе 1949 года опубликовал первую колонку в европейской версии газеты «The New York Herald Tribune». Опубликованная в газете в ноябре 1953 года статья, в которой Бухвальд рассказывал французам о Дне благодарения («How to Explain Thanksgiving to the French»), перепечатывается ежегодно до сих пор.

На родину Арт Бухвальд вернулся в 1963 году с женой и тремя усыновленными детьми из разных приютов. В США он начал работать в газете «The Washington Post». Основные проблемы, волновавшие его — политика и общество, но, по свидетельству знавших его людей, афоризм он мог придумать на любую тему.

За свою жизнь Бухвальд написал более 8000 колонок, причём в 1960—80-е годы их перепечатывало порядка 550 изданий по всему миру, включая основанное Горьким советское издание «За рубежом», а также газету «Правда».

Летом 1988 года Бухвальд в составе делегации американских сатириков посетил Советский Союз. Он побывал в Москве и Ленинграде, общался с советскими сатириками Михаилом Жванецким, Григорием Гориным, Аркадием Аркановым, Алексеем Пьяновым и др. Последний опубликовал очерк воспоминаний о тех днях в феврале 2007 года. Так совпало, что выпуск «Литературной газеты» с этой статьёй вышел вскоре после смерти Бухвальда.

В 1993 и 1996 годах Бухвальд выпустил две книги воспоминаний — «Leaving home» и «I’ll always have Paris». После этого о нём заговорили не только как о колумнисте, но и как о писателе.

В 1994 году после тяжёлой болезни умерла жена Бухвальда, с которой они последнее время жили раздельно. Сам он в 2000 году перенёс инсульт, однако вскоре смог вернуться к работе.

Всего Бухвальд выпустил около сорока книг и произведений — помимо публицистики, из-под его пера вышли, в частности, сценарий к фильму «Время развлечений» («Playtime») (1968), а также сатирическая пьеса «Sheep on the runway», поставленная на Бродвее в 1970 году.

В феврале 2006 года Бухвальд попрощался с читателями, заявив, что, по оценке врачей, жить ему осталось пару недель, и переехал в хоспис. Однако через несколько месяцев он неожиданно выздоровел и вернулся домой. 7 ноября того же года он представил публике последнюю прижизненную книгу — «Рано прощаться» («Too soon to say good-bye»), где в свойственном ему ироничном стиле описывал толпы друзей, приходивших к нему проститься, и резюмировал: «Никогда не думал, что умирать так весело».

Бухвальд умер 17 января 2007 года в доме своего сына в Вашингтоне. После его смерти газета «Вашингтон пост», для которой он писал колонки в течение более чем сорока лет, опубликовала его последнюю статью — «Good-bye, my friends». Также, в Интернете появилсяролик, в котором Бухвальд сам объявлял о своей кончине.

1935 — Еремей Иудович Парнов, писатель-фантаст.

Еремей Парнов

Родился в Харькове. Окончил Московский торфяной институт (1959) и защитил кандидатскую, получив звание кандидата химических наук.

C 1960-х годов Парнов начинает активно заниматься литературой и публикует целую серию научно-фантастических и исторических романов. С 1967 года Парнов — член Союза писателей СССР. Научную фантастику в 1960-х он писал в соавторстве с Емцевым, Оршанским и Глущенко.

Наибольшую известность Парнову принесла трилогия об инспекторе Люсине, в которую вошли романы «Ларец Марии Медичи» (1972), «Третий глаз Шивы» (1975), «Александрийская гемма» (1991, сокращенный вариант под названием «Мальтийский жезл» выходил в 1987).

В этих остросюжетных произведениях главный герой, работник уголовного розыска Люсин при участии своего друга, историка и писателя Березовского, расследует загадочные преступления, в которых загадки истории таинственно переплетаются с современностью.

В дальнейшем Еремей Парнов работал во многих жанрах, писал исторические, детективные и приключенческие книги. Его перу принадлежат книги «Фантастика в век НТР» (1974), «Зеркало Урании» (1982). Среди последних произведений Парнова – «Бог паутины» и «Наступит ли будущее?».

Награжден орденом «Знак Почета». Лауреат премии Всесоюзного общества «Знание» (1968, 1974, 1982), премии «За творчество в области научной фантастики социалистических стран» (1973), Еврокона (1976), «Золотые крылья фантазии» (1981), премии МВД СССР и СП СССР (1983). За книгу «Круг чудес и превращений», посвященную Шекспиру, писатель получил благодарность от королевы Англии.

Умер Еремей Парнов 18 марта 2009 года в Москве.

1946 — Эльфрида Елинек (Elfriede Jelinek), австрийская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе 2004 года.

Эльфрида Елинек

Родилась в провинциальном австрийском городе Мюрццушлаг, земля Штирия, Австрия. Детство и юность прошли в Вене. Мать Ольга Бухнер (фамилия до замужества) происходила из зажиточной семьи и долгое время работала бухгалтером; отец Фридрих Елинек был химиком. Несмотря на свою национальность (Елинек был наполовину чехом, наполовину евреем), отцу удалось избежать преследования со стороны национал-социалистического режима, прежде всего благодаря своей необходимой для военной экономики профессии. В 1950 годы Фридрих Елинек заболел душевным расстройством и довольно продолжительное время оставался дома под опекой семьи; он скончался в 1972 году в состоянии полной потери рассудка.

С момента заболевания отца воспитание Эльфриды полностью перешло в руки матери: Елинек посещает католический детский сад, а затем школу при монастыре (своё отношение к которой писательница позже выразила в эссе «Ходить в школу всё равно что умирать»). Кроме того, мать планирует для дочери музыкальную карьеру: в школе Эльфрида берёт уроки игры на фортепиано, флейте, гитаре, скрипке и альте. В возрасте 13 лет Елинек принимают в Венскую консерваторию, где она изучает игру на органе, фортепиано, блокфлейте и музыкальную композицию. Одновременно она заканчивает публично-правовую гимназию.

После сдачи выпускных экзаменов у Елинек случается нервный срыв: она пытается несколько семестров изучать историю искусства и театра в Венском университете, однако прерывает учёбу в 1967 году из-за усиливающихся приступов страха. Целый год она проводит дома в полной изоляции. Именно в это время Елинек начинает писать. Её первые стихотворения (написанные в манере Венской группы только строчными буквами, что для немецкого языка имеет довольно весомое значение) публикуются сперва в различных журналах, а затем выходит её сборник «Тени Лизы» (Lisas Schatten) (1967). В следующем году она заканчивает роман «буколит» (bukolit), который однако остаётся неопубликованным до 1979 года. После смерти отца Эльфрида в определённой мере освобождается от своих страхов и на некоторое время примыкает к левому движению немецкого студенчества 1960 годов.

В 1971 году Эльфрида Елинек сдаёт экзамен по классу органа в консерватории. Её литературное развитие в эти годы происходит под влиянием Ролана Барта, которому она посвятила своё эссе «бесконечная невиновность» (die endlose unschuldigkeit). В 1972 Елинек переезжает жить к своему другу Герту Лошутцу в Берлин, однако год спустя возвращается в Вену, где принимает активное участие в левом движении, проводит ряд культурных мероприятий, и в 1974 году выходит замуж за Готтфрида Хюнгсберга, известного своей музыкой для фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, хотя и работающего с середины 1970 годов информатиком в Мюнхене. Ради мужа Елинек регулярно приезжает жить в Мюнхен.

В 1975 году для Елинек-писательницы наступает переломный момент: публикация её романа «Любовницы» (die liebhaberinnen), марксистско-феминистской пародии на патриотический роман, заставляет всех говорить о новой величине в немецкоязычной литературе. В начале 1980 годов выходит её роман «Перед закрытой дверью» (Ausgesperrten) о неблагополучных подростках из благополучных семей, заканчивающийся шокирующей сценой массового убийства целой семьи; по роману выходит аудиопьеса, а затем его экранизует Паулюс Манкер.

В 1983 году выходит едва ли не главный труд Эльфриды Елинек — роман «Пианистка» (Die Klavierspielerin), в котором и критики, и читатели тут же углядели автобиографическое значение с сильным элементом сублимации посредством текста в основе.

Следующим «возмутителем спокойствия» стал для Европы её роман «Похоть» (Lust), моментально попавший в списки бестселлеров и написанный под влиянием возросших споров феминисток на тему порнографии. Последовавшая за выходом романа театральная постановка пьесы Елинек «Места отдыха» (Raststätte), спровоцировавшая персональные нападки на Елинек со стороны Свободной партии Австрии (националистически-консервативного, популистского толка) в ходе предвыборой кампании 1995 года в Австрии, вынудила писательницу отозвать все свои пьесы с театральных сцен и наложить запрет на дальнейшие постановки.

В своих поздних произведениях Елинек отходит от феминистских подтекстов своей литературы и фокусируется на социальной критике и критике Австрии в частности за неспособность преодолеть своё нацистское прошлое («Дети мёртвых», (Die Kinder der Toten). Именно в этот период творчества к писательнице приходят всемирное признание и слава. В 2001 году её «Пианистка» была в весьма радикальной манере экранизована австрийским режиссёром Михаэлем Ханеке с Изабель Юппер в роли Эрики Кохут. Фильм был единогласно признан одним из самых революционных в современном кинематографе и получил три главных приза на Каннском кинофестивале 2001 года (лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучшая мужская роль).

Апофеозом творчества Эльфриды Елинек стало объявление её в 2004 году лауреатом престижнейшей Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише».

В России Эльфрида Елинек долгое время была представлена переводом только «Любовниц» и своего самого знаменитого труда — «Пианистки». Однако сразу после вручения ей Нобелевской премии на русский были переведены все её крупные работы, в том числе несколько театральных пьес.

В этот день скончались:

460 — Евдокия, супруга императора Феодосия II, канонизирована Православной церковью, известна как талантливая поэтесса.

1880 — Лидия Мария Чайлд, американская писательница, борец за права женщин и индейцев.

Лидия Мария Чайлд

Родилась в городе Мидфорд, штат Массачусетс, в семье Сюзанны Рэнд Франсис и Конверса Франсиса. Училась сначала в школе для девочек, а затем в женском лицее. После смерти матери перебралась жить к старшей сестре в Мэн, где училась на учителя. В 1824 году основала собственную частную школу в Уотертауне (Массачусетс). В 1826 году начала печататься в журнале Juvenile Miscellany, первом ежемесячном журнале для детей в США, в котором проработала восемь лет. Вслед за братом Конверсом примкнула к Унитарианской церкви.

Преподавательской деятельностью она занималась вплоть до 1828 года, когда вышла замуж за юриста из Бостона Дэвида Ли Чайлда (en), который вёл активную политическую борьбу. Именно он вовлёк Лидию в борьбу за права индейцев и аболиционизм.

Лидия Мария Чайлд долгие годы дружила с другой активисткой борьбы за права женщин, Маргарет Фуллер. Она часто принимала участие в "беседах ", которые организовывала Фуллер в книжном магазине Элизабет Пибоди (en) в Бостоне. Среди других друзей Лидии была и Гарриет Уинслоу Сьюэлл (en), которая, в частности, подготовила дневники и письма Лидии к публикации после смерти писательницы.

Чайлд написала свой первый роман в 1824 году. «Hobomok: A Tale of Early Times» рассказывал о межрасовом браке белой женщины и индейца и рождении в этой семье сына. Роман был опубликован под безличным псевдонимом Американец (англ. An American). В литературном сообществе роман вызвал скандал и был раскритикован.

Лидия Мария Чайлд является автором слов популярной в США песни, которая исполняется на День благодарения — «Over the River and through the Woods».

В 1860-х годах Чайлд писала памфлеты на тему прав индейцев. Наиболее заметным произведением этого периода стало эссе «An Appeal for the Indians», 1868 года. Эссе вызвало большой отклик в американском обществе и дало начало реформам.

Чайлд умерла в 1880 году в своём доме в Вэйлэнде (Массачусетс).

1906 — Иван Николаевич Захарьин, русский писатель, драматург, очеркист, поэт.

Иван Захарьин

Родился в дворянской семье Тамбовской губернии. Учился в Тамбовской гимназии, одно время состоял на военной службе, в начале 1860-х гг. несколько лет был вольнослушателем Московского университета, затем служил мировым посредником в Могилевской губернии, в конце 1870-х гг. был мировым судьей в Подольской губернии, с 1885 по 1896 управлял отделениями Крестьянского банка в Вильно (ныне — Вильнюс), Ковно, Оренбурге и Ставрополе. С 1896 в отставке с чином статского советника.

Писать начал в 1861 (корреспонденции в газетах «Московские ведомости», «День», «Голос»). В 1870—1873 член редакции «Биржевых ведомостей». В 1870-х гг. был фактическим редактором «Будильника» и «Живописного Обозрения». Часто подписывался псевдонимом И. Якунин.

Множество его стихотворений, рассказов, пьес, исторических статей и воспоминаний, появившихся преимущественно в «Историческом Вестнике», «Русской Старине» и отчасти «Вестнике Европы», собраны им в книжках: «Люди тёмные» (1889), «Грезы и песни» (4-е изд., СПб., 1896), «Тени прошлого» (1885), «Молодая пора» (1891), «Для спектаклей» (1897), «Хива» (1898), «Жизнь и служба мирового судьи» (1900), «Граф В. А. Перовский и его зимний поход в Хиву» (1901), «Кавказ и его герои» (1901), «Для народа» (1897), «Встречи и Воспоминания» (1903).

Переводил стихотворения Хафиза и Виктора Гюго.

С 1898 по 1904 Захарьин занимался разбором драгоценного архива фрейлины графини А. А. Толстой. Началом работы по извлечению ценных сведений из этого архива стала публикация в «Вестнике Европы» 1904. Исторические статьи и воспоминания Захарьина весьма интересны, хотя и не всегда следуют исторических данным.

1984 — Вадим Кожевников, писатель («Заре навстречу», «Щит и меч», «Знакомьтесь, Балуев!»).

Вадим Кожевников

Родился 9 (22) апреля 1909 года в с. Тогур Нарымского края Томская губернии в семье ссыльных социал-демократов. В 1910–1925 гг. жил с родителями в Томске.

В 1925 переехал в Москву. Учился в МГУ на литературно-этнологическом факультете, окончив его в 1933 году. Публиковаться начал ещё в 1930 году (первый рассказ — «Порт»). С 1933 работал журналистом.

В годы Великой Отечественной войны Вадим Михайлович был военным корреспондентом, с 1943 — газеты «Правда». В том же году принят в партию.

В 1947—1948 редактор отдела литературы и искусства газеты «Правда». С 1949 и до смерти главный редактор журнала «Знамя» (будучи на этом посту, передал в КГБ рукопись романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»). Секретарь Правлений СП СССР (с 1967) и СП РСФСР (с 1970). Делегат XXVI съезда КПСС (1981).

Умер Вадим Михайлович Кожевников в Москве 20 октября 1984 года.

2001 — Александр Яковлевич Аронов (р. 1934), поэт («Если у вас нету тети, её вам не потерять…»), журналист газеты «Московский комсомолец».

События дня:

1833 — из Пруссии в Петербург прибыл 21-летний француз Жорж Шарль Дантес, который смертельно ранит на дуэли Пушкина.

1852 — Кронштадт покинул отправившийся в кругосветное плавание фрегат «Паллада» под командованием адмирала Е. В. Путятина. Секретарём адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вёл общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. Плавание было прервано из-за разразившейся на следующий год Крымской войны, но посещение Англии, Японии, путешествие через Сибирь, когда Гончаров побывал у всех декабристов, позволили ему не только опубликовать путевые заметки под названием «Фрегат „Паллада„», но и уточнить позицию автора в будущих романах «Обломов» и «Обрыв», которые существовали к началу плавания только в набросках.

1911 — состоялось первое собрание объединения «Цех поэтов», позже создавшего поэтическое направление акмеизм.

1953 — в США вышла в свет антиутопия Рея Брэдбери (Ray Douglas Bradbury) «451 градус по Фаренгейту».

1955 — публикация книги «Возвращение короля», последней части «Властелина колец».

1960 — в лондонском суде «Олд Бейли» открылся процесс по делу запрещённого в течение 30 лет романа «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса (David Herbert Lawrence). Для начала судья посоветовал жюри присяжных прочитать роман.