Главная Новости Сегодня, 6 августа, в истории

Сегодня, 6 августа, в истории

E-mail Печать PDF
Сегодня, 6 августа, в истории

В этот день родились:

1651 — Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенелон) (на фото) — знаменитый французский писатель.

В 1687 году Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles» .В 1689 году Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Основа взглядов Фенелона — ограничение королевской власти при помощи советов, составленных из двух высших сословий. Эту мысль он проводил уже в своём знаменитом «Телемаке», но там она была выражена иносказательно. «Телемак» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695–96 г, но появился в 1699 г. В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. Такова литературная сторона книги; но у неё есть и другая сторона, не менее важная. «Телемак» является прямым продолжением «Разговоров мертвых»; это, так сказать, курс политической педагогики для детей старшего возраста. Намёки на современность наполняют всё произведение. Перед читателем проходят изображения злых царей, дающих в общей сложности очень похожий портрет Людовика, изображения министров, в которых современники легко узнавали Лувуа и других тогдашних деятелей, силуэты придворных, причём на долю каждого из приближенных Людовика приходилась хорошая прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент; см. Утописты), за которые король лишил автора остатков своего расположения. Словом, в книге много чисто языческой красоты, смелости и откровенности, которая казалась опасною; недаром Боссюэт назвал «Телемака» произведением, недостойным духовного лица. Из трёх богословско-философских трактатов Ф., «Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», «Traité de l’Existence de Dieu» и «Lettres sur divers sujets de religion et de métaphysique», внимания заслуживает только второй. Основная мысль его формулируется в следующем силлогизме: все, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Трактат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством.

Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV.

1796 — Пимен Николаевич Арапов, драматический писатель, журналист и первый историограф русского театра.

Первые публикации — в московском журнале «Вестник Европы». Позже писал статьи в журналах «Благонамеренный» Измайлова и «Сын Отечества», стал сотрудником «Северной пчелы» в отделе театра и присылал туда материалы из-за границы, где путешествовал в конце пятидесятых годов, о парижском, лондонском, брюссельском и берлинском театрах. Переводил на русский язык и сочинял свои авторские пьесы для московского и петербургского театров, всего около 20 пьес; среди них: «Польдер, или Амстердамский палач», драма «Блаженин», комедии-водевили: «Статья из газет», «Прихотник без денег», «Медведь и Паша», «Ватель, или Потомок великого человека», «Одушевленные цветы и мечтатель», «Чертов колпачок» (для В. H. Асенковой), «Лизанька (актриса Сандунова)», «Г-жи Сельмины, или Муж, жена и вдова», «Секретарь и повар», «Вертеп», «Демьянова уха», «Пикасьет», «Волшебное стекло», «Квартира в московской гостинице» и другие. В 1830 году вместе с Д. Новиковым издал литературно-музыкальный альбом «Радуга», в 1850 году вместе с художником Раппольтом — «Драматический альбом», куда вошли портреты и биографии знаменитых русских артистов, снимки старинных афиш и редких рукописей о московском театре, исторические очерки по усовершенствованию русского театра; кроме того издал в Париже книгу «Драматический букет» — собрание портретов русских актрис. С 1814 года он собирал материал по истории театра в России. Подготовил к изданию книгу «Летопись русского театра» — капитальный труд, вместивший наиболее полное хронологическое описание истории русского театра от 1673 (при Алексее Михайловиче) до 26 ноября 1825 года (время Николая I), ставший первой книгой театральной литературы и театроведения — сведения о репертуаре, труппах, театральном быте. В книгу вошли также дневниковые записи актёра А. В. Каратыгина, отмечавшего ежедневно, в течение 36 лет (1794—1832), все происходившее на русской сцене. Однако труд его жизни Пимену Николаевичу увидеть не пришлось, книга была издана сразу после его смерти (СПб., 1861).

1798 — Антон Антонович Дельвиг, барон, русский поэт, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина. Основатель "Литературной газеты" — первого издания, полностью посвященного литературно — культурной жизни России. Создатель альманаха "Северные цветы". Прославился стихотворениями в стиле "русской песни" и "греческих идиллий." Автор знаменитого романса "Соловей". Скончался в возрасте 33 -х лет. Творчество Дельвига изучено мало и практически — забыто.

1809 — Альфред Теннисон (англ. Alfred Tennyson), знаменитый английский поэт, имел почётное звание поэта-лауреата. Королева Виктория присвоила ему за его поэтическое творчество титул барона, что сделало Теннисона пэром Англии (1-й барон Теннисон, 1st Baron Tennyson или лорд Теннисон, Lord Tennyson). Очень рано проявив необычайные способности, Теннисон провел четыре года в начальной школе близлежащего городка Лаута, но основу его образования составили домашние занятия с отцом. Еще не достигнув пятнадцати лет, Теннисон написал поэму в духе В.Скотта и две пьесы в стихах (одна из них, Черт и дама – The Devil and the Lady – увидела свет лишь в 1930), он легко сочинял рифмованные двустишия, разнообразил метрику. В 1827 вместе с братьями выпустил сборник Стихи двух братьев (Poems by Two Brothers), бóльшая часть стихотворений в нем принадлежала Алфреду. В том же году неожиданная щедрость тетки позволила Теннисону поступить в Тринити-колледж Кембриджского университета, где, несмотря на природную застенчивость и необщительный характер, он вскоре выделился благодаря своим дарованиям. Став членом студенческого Кембриджского литературного общества, он близко сошелся со многими талантливыми людьми. В 1829 получил университетскую Канцлерскую медаль за стихотворение Тимбукту (Timbuctoo), написанное на довольно неблагодарном материале. В декабре следующего года Теннисон выпустил книжку под названием Стихотворения, главным образом лирические (Poems Chiefly Lyrical, 1829), которая, впрочем, осталась почти незамеченной. Летом 1830 с другом А.Хэлламом Теннисон через Францию провез деньги для испанских повстанцев, однако вернулся в Англию убежденным противником революции. Смерть отца в феврале 1831 вынудила его оставить университет и вернуться домой помогать матери. В декабре 1832 Теннисон выпустил сборник Стихотворения (Poems), включавший ранние редакции таких прославленных его произведений, как Пожиратели лотоса (The Lotos Eaters) и Владычица Шалотт (The Lady of Shalott), принятый тем не менее довольно холодно. В конце 1837 семья переехала из Сомерсби в городок Хай-Бич под Лондоном; в начале следующего года состоялась помолвка поэта с Эмили Селвуд, сестрой жены его брата Чарлза. Через два года семья Селвуд, разуверившись в материальной состоятельности Теннисона, расторгла помолвку. В 1842 угроза пиратских изданий побудила поэта издать две книги стихов; в первую вошли переработанные версии его ранних стихотворений, во вторую – новые стихи, в т.ч. знаменитая Смерть Артура (Morte d`Arthur). Это издание было благожелательно встречено критикой, но расходилось медленно. В 1845 друзья Теннисона выхлопотали ему государственное пособие. Воодушевленный таким поворотом событий, Теннисон в 1847 выпустил в свет свою первую зрелую поэму Принцесса (The Princess) – фантазию на тему женского равноправия; в мае 1850 вышла In Memoriam (лат. – в память, памяти). В поэме, оплакивающей кончину в 1833 Хэллама, запечатлелись также плоды многолетних раздумий поэта над великими вопросами любви, жизни и смерти. Успех In Memoriam был полным и стремительным. В считанные дни он женился на Эмили Селвуд, а еще через четыре месяца королева Виктория пожаловала ему звание поэта-лауреата.

В 1853 Теннисон переехал на остров Уайт, где сочинил кипящую страстями драму Мод (Maud, 1855). Он вновь обратился к сюжетам Артуровских легенд. Холодный прием, оказанный его стихотворению Смерть Артура, заставил поэта в 1842 отказаться от большой эпической формы. Теперь он начал цикл более или менее самостоятельных Идиллий, вместе составлявших эпическое полотно. Первые четыре поэмы под общим названием Королевские идиллии (Idylls of the King, 1859) завоевали популярность. Последние сомнения Теннисона развеял успех сборника Энох Арден и другие стихотворения (Enoch Arden and Other Poems, 1864), и в 1869 вышел Святой Грааль и другие стихотворения (The Holy Grail and Other Poems) – три новых стихотворения Артуровского цикла и переработанный текст Смерти Артура. Цикл Королевских идиллий завершили стихотворения Гарет и Линетт (Gareth and Lynette, 1872) и Балин и Балан (Balin and Balan, опубл. 1885).

В этот же период Теннисон обратился к поэтической драматургии, следующие десять лет определявшей его творческий поиск, хотя в 1880 поэт и выпустил благожелательно встреченный сборник стихов Баллады и другие стихотворения (Ballads and Other Poems). Первая его пьеса, Королева Мария (Queen Mary, 1875), явно не предназначенная для сцены, в изуродованном виде была все же поставлена театром «Лицеум». Неудача постановки, продержавшейся на сцене всего пять недель, не обескуражила Теннисона: он решил в дальнейшем больше считаться с законами сцены. Следующая его пьеса, Гарольд (Harold, 1876), действие которой отнесено ко времени завоевания Англии норманнами, не была поставлена при жизни поэта, хотя в бóльшей степени, чем Королева Мария, подходила для сцены. Некоторым его пьесам повезло больше. Так, в 1879 его пьеса Сокол (The Falcon) выдержала 67 представлений, долго шла пьеса Чаша (The Cup, 1881). Комедия Лесные жители (The Foresters), написанная на материале легенд о Робин Гуде, пользовалась успехом в Америке и Австралии, хотя в Англии не ставилась; драма Бекет (Becket, 1884), завершившая историческую трилогию Теннисона, была любимой постановкой позднего Г.Ирвинга (1838–1905). Карьера Теннисона-драматурга окончилась провалом в 1882 его пьесы Обещание весны (Promise of May), в которой поэт пытался совместить апологию сельской жизни с нападками на позитивизм, набиравший силу в Англии. Эта неудача не повлияла на активность Теннисона-поэта. В 1884 писателю был пожалован титул барона, и он занял свое место в палате лордов. В 1885 он выпустил сборник Тиресий и другие стихотворения (Tiresias and Other Poems), через год – книгу стихов Локсли-Холл шестьдесят лет спустя (Locksley Hall Sixty Years After, 1886). В 1886 умер его младший сын, Лайонел, а зимой 1888–1889 сам поэт перенес тяжелейший приступ подагры, едва не сведший его в могилу. Тем не менее в 1889 он издал сборник Деметра и другие стихотворения (Demeter and Other Poems). Помещенные в нем стихи, среди которых и знаменитое Уходя с берега (Crossing the Bar), почти не несут следов старческой усталости. Умер Теннисон 6 октября1892.

1840 — Альгерд Абухович (белор. Абуховіч Альгерд) — белорусский писатель, переводчик. Один из родоначальников (вместе с Ф. Богушевичем) жанра басни в белорусской литературе. («Оборотень», «Старшина», «Собрание», «Суд», «Волк и лиса»). Придерживался принципа народности литературы, писал в русле критического реализма. Переводил на белорусский язык произведения польской, русской и западноевропейских литератур, в том числе И. Крылова, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Мицкевича, М. Конопницкой, В. Сырокомли, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Гюго, Дж. Байрона, Данте Алигьери.

1868 — Поль Клодель (фр. Paul Claudel, 6 августа 1868, Вильнёв-сюр-Фер, деп. Эн — 23 февраля 1955, Париж), французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века.

Дави́д Нау́мович Гофште́йн (25 июля (6 августа) 1889, Коростышев — 12 июля 1952) — еврейский поэт на языке идиш

1892 — Казимера Иллакович (польск. Kazimiera Iłłakowiczówna, для друзей Iłła, 6 августа 1892, Вильно — 16 февраля 1983, Познань), польская поэтесса. Автор книг стихотворений и сказок для детей, мемуарной прозы, нескольких драм. Переводила Гёте (Эгмонт), Л.Толстого (Анна Каренина), Бёлля (Хлеб ранних лет), стихотворения Эндре Ади, Эмили Дикинсон.

1895 — Янкев Ботошанский (идиш יעקבֿ באָטאָשאַנסקי; также под псевдонимами: Яаков бен Авроһом, Янкэлэ Гуйбалес, Шимэлэ Сорокер, Яша Мончи, Ханэ Левин и др.; 6 августа 1895, Новая Килия Измаильского уезда Бессарабской губернии — 26 октября 1964, Йоханнесбург, ЮАР), еврейский писатель, журналист, драматург, театральный постановщик. Писал на идише.

1898 — Василий Васильевич Казин (25 июля (6 августа) 1898, Москва — 1 октября 1981), русский поэт.

1905 — Борис Филиппов (наст. имя и фам. Борис Андреевич Филистинский; 1905—1991), писатель, поэт, издатель, преподаватель.

1932 — Владимир Петрович Бурич (6 августа 1932, Александровск-Грушевский, Луганская область — 26 августа 1994, Струга, Македония), русский поэт. Поэзия Владимира Бурича тяготеет к миниатюре, отточенному, лаконичному афоризму, зачастую заострённому в социально-философской плоскости.Поэтическая философия Бурича строится на отчаянии от невозможности абсолютной полноты восприятия, от невозможности трансцендирования.

1934 — Пирс Энтони Диллингэм Джейкоб (англ. Piers Anthony Dillingham Jacob), американский писатель английского происхождения, родился 6 августа 1934 года в Оксфорде (Великобритания). Книги его относятся преимущественно к жанру фэнтези, есть также научная фантастика. Самое известное его произведение — серия «Ксанф» (Xanth), которая насчитывает более 30 книг. Пирс Энтони опубликовал книги «на все буквы алфавита», от Anthonology до Zombie Lover, всего более сотни произведений.

1938 — Дмитрий Евгеньевич Авалиани (6 августа 1938 — 19 декабря 2003), поэт, палиндромист.

1953 — Алексей Яковлевич Корепанов (род. 6 августа 1953, Калинин) — писатель-фантаст. Алексей Корепанов родился в 1953 году в г. Калинине (ныне г. Тверь, Россия). В 1975 году окончил исторический факультет Калининского государственного университета. Поработав немного ассистентом кафедры всеобщей истории того же университета, переехал в г. Кировоград (Украина).В Кировограде сначала работал учителем, затем — в комсомольских, советских и партийных органах. В 1987 году был избран ответственным секретарем правления Кировоградской областной организации общества «Знание».С 1992 года по 2007 год работал редактором всеукраинского научно-популярного и литературно-художественного журнала «Порог». В 2008 году стал издателем и редактором альманаха «Порог-АК Член Союза писателей Российской Федерации с 2005 года. Первая публикация — рассказ «Разноцветные дни» (многотиражная газета «Калининец», Калинин, 1973) Первая «фантастическая» публикация — рассказ «Что ему сказать?» (областная газета «Молодой коммунар», Кировоград, 1988).

В этот день скончались:

1769 — Василий Кириллович Тредиаковский (Тредьяковский) (5 марта (22 февраля) 1703 — 17 (6) августа 1769) — известный русский учёный и поэт XVIII века.

2001 — Жоржи Леал Амаду де Фария (порт. Jorge Leal Amado de Fariа; 10 августа 1912, Итабуна, штат Баия — 6 августа 2001, Салвадор, штат Баия) — знаменитый бразильский писатель, общественный и политический деятель. Писать начал в 14 лет. В печати дебютировал в 1931. В ранних романах преобладала социальная тематика. К ним относятся «Страна карнавала» («O país do carnaval», 1932), «Какао» («Cacau», 1933), «Жубиаба» («Jubiabá», 1935), «Мёртвое море» («Mar morto», 1936), «Капитаны песка» («Capitães da areia», 1937). В 1942 г. издал биографию находящегося в тюрьме Луиса Карлоса Престеса — «Рыцарь надежды» («O Cavaleiro da Esperança»). После Второй мировой войны издал романы «Красные всходы» (1946) и «Подполье свободы» (1952). С конца 1950-х годов вводил в произведения фантастические элементы и стал одним из представителей магического реализма. Автор романов «Бескрайние земли» («Terras do sem fim», 1943), «Габриэла, гвоздика и корица» («Gabriela, cravo e canela», 1958), «Пастыри ночи» («Os pastores da noite», 1964), «Дона Флор и два её мужа» («Dona Flor e seus dois maridos», 1966), «Лавка чудес» («Tenda dos milagres», 1969, экранизирован по сценарию Амаду в 1977 году режиссёром Нелсона Перейры душ Сантуша), «Тереза Батиста, уставшая воевать» («Teresa Batista, cansada de guerra», 1972), «Засада» («Tocaia grande», 1984) и других.Его произведения много раз печатались в журнале «Иностранная литература»: повесть «Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода» (1963, № 5), романы «Мы пасли ночь» (1966, № 2,3), «Лавка чудес» (1972, № 2–4), «Тереза Батиста — уставшая воевать» (1975, № 11,12), «Возвращение блудной дочери» (1980, № 7—10), «Военный китель, академический мундир, ночная рубашка» (1982, № 8,9), «Исчезновение святой» (1990, № 1, 2); рассказ «История любви Полосатого кота и сеньориты Ласточки» (1980, № 12). Романы переведены на русский и другие языки, неоднократно экранизировались. Широкой публике известна экранизация романа «Капитаны песка» («Генералы песчаных карьеров», 1971).

 

Голосования

Ваш любимый жанр?: