Исповедь маски

20.02.2013 20:46 Искусство и культура
Печать
Юкио Мисима - Исповедь маски
Описание

Роман-сенсация, вызвавший в свое время непримиримую травлю автора со стороны благонамеренных обывателей и мгновенно выдвинувший писателя в ряды литературной элиты. Одно из лучших произведений Юкио Мисимы, классика новой японской литературы, ниспровергателя устоев, человека, соединившего в своем творчестве ад и рай, писателя, почти не знавшего себе равных в литературе по откровенности чувств, мыслей, переживаний.

Дополнительная информация об издании

Переводчик: Григорий Чхартишвили

256 стр.
Формат: 75x108/32 (130x184 мм)
Тираж: 5000 экз.
Твердый переплет

История

Оригинальное название: Kamen no Kokuhaku

Год написания: 1948

Сюжет

Действие романа охватывает период с 1925 по 1947 год. Повествование ведётся от первого лица и представляет собой жизнеописание самого автора, его внутренних переживаний и терзаний. Главный герой Кими (это имя упоминается в романе лишь однажды и отсылает нас к настоящему имени самого Мисимы) ещё в раннем детстве обнаруживает у себя гомосексуальные и садо-мазохистские наклонности. Мальчик, не способный в силу возраста и общественных устоев разобраться в себе, страдает из-за своей непохожести на других мальчиков своего возраста. Герой всячески старается казаться «нормальным», для чего изобретает себе некую маску «нормальности». Однако природа берёт своё: в пятнадцатилетнем возрасте мальчик влюбляется в своего одноклассника, второгодника Оми, который вызывает у героя настоящее эротическое желание, однако это чувство не получает никакого продолжения. Герой пытается бороться со своей тёмной стороной, он даже пытается «влюбиться» в старшую сестру своего товарища, однако каждую ночь «предаётся дурной привычке», представляя в своих фантазиях прекрасных юношей, которых он пытает самыми изощрёнными способами.

Переломным моментом можно считать встречу главного героя с младшей сестрой его школьного друга Кусано Санако. Девушка пробуждает в душе героя новые, доселе неизвестные ему чувства, которые он принимает за любовь. В своем желании «быть нормальным» герой продолжает общение с Санако, между ними возникают романтические отношения. Однако, когда речь заходит о свадьбе, главный герой не на шутку пугается, так как осознаёт, что любит Санако душой, но никак не телом. Он отказывается от свадьбы и продолжает учёбу в университете. В этот период он окончательно убеждается, что не способен иметь никаких сексуальных отношений с женщинами.

После войны главный герой случайно встречает на улице Санако, которая к тому времени уже вышла замуж и счастлива в браке. Протагонист ощущает стойкую потребность быть рядом с девушкой, говорить с ней, смотреть на неё. Герои начинают встречаться украдкой раз в месяц по нескольку часов, они разговаривают, гуляют… В один прекрасный день Санако просит прекратить эти встречи, так как «если они не остановятся сейчас, то им будет плохо». В финальной сцене романа на танцплощадке, где оказались автор и Санако, мы видим, что в душе героя ничего не изменилось, несмотря на присутствие рядом прекрасной молодой женщины, он по-прежнему засматривается на полуголых танцоров мужчин.

(с)Вики

Критика

В далеком 1949-м году роман Юкио Мисима «Исповедь маски» стал самой настоящей сенсацией. В этой книге автор открыто коснулся «полузапретной» тогда темы — темы гомосексуализма. Это мгновенно привлекло к роману пристальное внимание читательской аудитории, а тот факт, что литературные критики высоко оценили «Исповедь маски» обеспечил ей крайне высокую популярность, которой произведение пользуется до сих пор. Именно этот роман считается вершиной творчества Мисимы, лучшим его произведением, самой яркой книгой из всех, что он смог создать. Одно это может вызывать немалый интерес, ведь сам автор является одним из самых известных в Японии литераторов, выдающимся писателем и драматургом, сумевшим сохранить верность традициям японского эстетизма.

«Исповедь маски» — неординарная, действительно талантливая книга. Тема гомосексуализма здесь проходит красной линией через весь сюжет, однако это вовсе не значит, что она является центральной, главной. Мисима дает своему герою подобные склонности не для того, чтобы рассказать об однополой любви, и уж тем более не для того, чтобы привлечь больше интереса к книге. В «Исповеди маски» тема нетрадиционных отношений оказывается лишь выразительным средством, ярким примером, точкой опоры для сюжета. На самом деле Мисима не копается в грязном белье и даже не пытается отдать дань толерантности — он пытается показать конфликт человека, далекого от нормы с «нормальным» социумом, его переживания, его эмоции.

Герой Мисимы — подлинный японец, склонный к глубокому самоанализу, к долгим прогулкам по просторам своей собственной души. Вместе с ним читатель проходит долгий путь от детства к отрочеству, от первых проявлений нетрадиционных пристрастий к первой, настоящей и уже вполне традиционной любви. Попутно герой рассуждает о природе нормы и красоты, смерти и движения к ней, именуемого жизнью. Эти рассуждения мягко дают читателю спокойную, гармоничную картину мира, в которой конфликты индивида и социума остаются лишь легкой рябью на водной глади.

Говоря об «Исповеди маски», нельзя не упомянуть о том, что это удивительно гармоничное, цельное, зрелое произведение автор создал, когда ему было всего 24 года. Легкий, деликатный и в то же время богатый, выразительный слог Мисимы становится источником особого удовольствия от чтения, а спокойный темп, который позволяет читателю хорошо вникнуть в тот текст, что находится перед ним, идеально «ложится» в сам ритм событий и переживаний главного героя, описываемых в книге.

«Исповедь маски» — в некотором роде рассказывает не столько о главном герое, сколько об авторе — Мисима многое в эту книгу спроецировал из своей собственной жизни. Более того, во многом этот роман оказался пророческим — путь автора заканчивается почти так же, как и путь его главного героя. Впрочем, вряд ли у этого, действительно блестящего тандема автора и книги могла быть другая судьба — переведенная на несколько десятков иностранных языков, издаваемая огромными тиражами, «Исповедь маски» по праву получила титул настоящей литературы. За каждым словом в ней чувствуется настолько полная отдача автора, настолько сильное влияние его таланта и личности в целом, что судьбы Мисимы и созданного им персонажа, видимо, просто не могли не совпасть.

«Исповедь маски» Юкио Мисима — иносказательные мемуары от первых до последних дней. Apr 20, 2010

http://lazzy.ru/detail/156.html