О словах и людях

25.05.2013 13:41 Статьи
Печать

Именно в этот день, 25 мая, в 1935 году Джесси Оуэнз, афроамериканец, побил в Мичигане аж три мировых рекорда в легкой атлетике.

Я сочла знаковым, что сегодня мне на глаза попалась эта дата - ведь только вчера я закончила читать Книжного Вора.

Кто его уже тоже прочел - поймет, в чем прелесть совпадения. Для остальных поясню: один из главных героев, немецкий мальчик Руди Штайнер, слышал об этом рекорде - и, обмазавшись сажей, бегал по местному "стадиону", скандируя имя Джесси Оуэнза, представляя себя на его месте. Представляя себя негром. И это в фашистско-расистской Германии. И прозвище после этого так к нему и прилипло. Потому мне и запомнилось это имя.

Но теперь о главном. О самом книжном воре. Можно сказать, что их в романе двое. Первый - Лизель Мемингер, Книжная воришка, о трагической судьбе которой и идет речь. Подобрав в снегу на похоронах брата пособие по рытью могил, начинает Лизель свой книжный путь - учитывая, что и читать-то толком не умеет.

А второй - тот, кто подбирает написанную ей самой книгу. Смерть. Именно от его лица и ведется повествования. И смерть предстает совершенно человеческим существом, правда, невидимым и бессмертным, но таким же чувствующим, таким же видящим красоту небес.

Не скажу, что это грандиозное произведение об ужасах фашизма. Это книга о людях и их чувствах. Об умении быть рядом, когда это нужно. О деталях, из которых складывается наш мир. Именно детали зачаровали меня с самой первой страницы. Детали и образность. Такого красочного, живого - и вместе с тем сюрреалистичного - повествования я как-то больше и не припомню...

шары с рисунком

Еще хочу отметить книги, вошедшие в трофейный список Лизель - ни одной из них не существует на самом деле, но какие же названия... И пусть некоторые по сюжету ничем не примечательны, все равно для девочки - да и для читателя - они становятся настоящими сокровищами. И мне бы хотелось их прочесть... Если бы они были.

Единственное, что мне не нравится - причем не только в этой книге, а и вообще - это когда финал определен с самого начала. Практически для всех героев. Лично мне нужно прожить вместе с ними тот срок, что отведен по сюжету - и вместе с ними встретить конец. Здесь же Смерть рассказывает о своих встречах с героями - а когда еще ему это делать, как не в их смертный час? И никакой тайны не остается.

Тайной становятся лишь слова. Вся эта книга - о словах. О силе слов, об их слабости, об их жестокости и их милосердии.

Именно слова связывают между собой всех нас. В конце концов - что такое люди без слов?