Главная Статьи Юность и красота сокуровского Фауста

Юность и красота сокуровского Фауста

E-mail Печать PDF

Фентезийная драма Александра Сокурова Фауст уводит зрителя в безвременное пространство поисков смысла жизни и вечных образов. Сюжетная линия строится на основе первой части знаменитой трагедии Гете. Российский режиссер показывает Фауста и его отношения с Маргаритой с нового ракурса. Архетипичность немецкой культурной традиции сталкивается с извечной русской тоской. Сокуров увидел в одном из ключевых произведений европейской и мировой литературы необычайно много нового и вечного, близкого каждому, кто хоть раз задумывался о цели своего существования.

Фауст вызывает ощущение присутствия не только во время сеанса в кинотеатре, но даже если вы будете смотреть этот фильм онлайн. Знаменитая легенда в исполнении режиссера Сокурова и сценариста Арабова пронизана реалистичностью, натурализмом в крайней степени. Главный герой помимо поисков смысла бытия озадачен еще и поиском средств к существованию, а ответы на философские вопросы Фауст, и зритель вместе с ним, должен искать на фоне гениталий и человеческих останков, в реальном мире, в подчас по-настоящему омерзительных его проявлениях. Даже Дьяволу здесь ничего не дается легко, Мефистофель предстает зрителю в образе ростовщика. Кажется, весь город знает, кто скрывается за его личиной, но и в этом просматривается глубокий, даже сакральный смысл.

Персонажи драмы Сокурова глубоки и многогранны. Нервная походка Фауста, истеричные возгласы Вагнера, похожего на городского сумасшедшего, именно такие детали способны оживить киногероев. В Фаусте мы видим Дьявола, живущего по человеческим законам, и призрака, благодарного за свою смерть, влюбленного, готового убить человека ради возможности овладеть девушкой, и глуповатых обывателей, втискивающихся вдвоем в узкую дверь. Благодаря таким тонкостям невозможно остаться равнодушным к фильму.

Юность и красота в мире сокуровского Фауста выглядят одновременно и свято, и греховно. Прекрасная Маргарита в исполнении Изольды Дихаук олицетворяет множество образов. В ней можно увидеть валькирию, сирену, ангела. Маргарита чиста и непорочна, но любовь к ней будит в Фаусте низменные инстинкты. Несмотря на это возлюбленная до самого конца ведет Фауста к свету, она живет в той части души главного героя, которая «вечно совершает благо», не желая при этом зла. В мрачной средневековой атмосфере мира Фауста Маргарита сияет, подобно первой звезде.

Продолжая тему общей атмосферы, стоит сказать, что Средневековьем дышит каждый кадр. Дело не в визуальных деталях. Напротив, мы видим персонажей фильма облаченными в костюмы, больше похожие на одежды периода 18-19 века, времени написания «Фауста». Но сцены, подобные той, где люди дерутся за тарелку еды, явственно дают зрителю понять, что режиссер вглядывается в другую эпоху. При просмотре фильма на http://www.ivi.ru/watch/90160 порой начинает казаться, что запахи, шум, теснота просачиваются сквозь пространство и время прямо на зрителя. Это делает творение Сокурова непростым и в то же время цепляющим.

Вообще фильм Александра Сокурова позволяет задуматься о том, что все герои, окружающие Фауста, олицетворяют собой различные проявления его собственной личности. Смелый зритель и в своей душе найдет ответы на вопросы, которые задают Фаусту в исполнении Антона Адасинского остальные персонажи. Этот фильм заставляет зрителя обратить взор внутрь себя и помогает найти ответы на самые сложные жизненные вопросы.

 

Голосования

Ваш любимый жанр?: