Главная Новости Сегодня, 18 октября, в истории

Сегодня, 18 октября, в истории

E-mail Печать PDF
Сегодня, 18 октября, в истории

В этот день родились:

1738 — Андрей Тимофеевич Болотов (ум. 1833), писатель и учёный, один из основателей русской агрономической науки, мемуарист.

1741 — Пьер Шодерло Де Лакло (Pierre-Ambroise-François Choderlos de Laclos) (ум. 1803), французский писатель.

1777 — Генрих фон Клейст (на фото), немецкий драматург, поэт и прозаик.

Родился во Франкфурте-на-Одере. В пятнадцать лет он поступил на военную службу, но вскоре оставил ее. После этого Генрих решает изучать математику и философию в местном университете. Отучившись три семестра, Клейст пришел к выводу, что все знания относительны.

Клейст становится скитальцем, одержимым мыслью о непостижимости человеческой судьбы. Поскольку его разум не давал готового решения, Клейст решает обратиться к искусству. Его первым произведением стала пьеса «Семейство Шроффенштейн». Но еще до ее публикации в 1803 году писатель отверг эту драму, начав работу над «Робертом Гискаром».

Полтора года он работает над рукописью, но в итоге сжигает ее. После чего писатель записывается в наполеоновскую армию, готовившую вторжение на Британские острова. Через год, с подорванным здоровьем, Клейст вернулся в Берлин.

Годом позже в Кенигсберге он сделал переработку галантной комедии «Амфитрион» Мольера, а также написал реалистическую комедию «Разбитый кувшин». Примерно в это же время Клейст попробовал себя в жанре новеллы. Затем была написана романтическая сказка «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем».

Клейст жил и творил, непонятый своими современниками. Смерть Клейста – двойное самоубийство, совершенное им вместе с любимой женщиной, решившейся на смерть из-за неизлечимой болезни, – подчеркивает необычайность его жизненного пути.

1859 — Анри Бергсон (фр. Henri-Louis Bergson), французский философ-идеалист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 года «в знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены» («Творческая эволюция», «Материя и память»).

Анри Бергсон

Со стороны отца Бергсон ведёт свой род от польских евреев, а со стороны матери от ирландских и английских евреев. После рождения его семья жила в Лондоне, где Анри освоил английский язык. Когда ему было восемь лет, его семья перебралась в Париж.

С 1868 по 1878 год Бергсон учился в лицее Фонтейна (современное название «лицей Кондорсе»). Он также получил еврейское религиозное образование. Однако в возрасте 14 лет он начал разочаровываться в религии и к шестнадцати годам потерял веру. По Хьюду, это произошло после знакомства Бергсона с теорией эволюции.

Бергсон вёл тихую и спокойную профессорскую жизнь, сосредоточившись на своей работе. Профессор Коллеж де Франс (1900—1914); президент Академии моральных и политических наук (1914).

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). С 1914 член Французской академии. С 1922 года занимал пост президента Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.

1869 — Йоханнес Линнанкоски (фин. Johannes Linnankoski), финский писатель.

Йоханнес Линнанкоски

Родился в крестьянской семье, самым младшим из семи детей. В его детстве семья перебралась в новую усадьбу Ниеменпелто, где в настоящее время находится дом-музей писателя.

В 1877—1882 учился в народной школе в Аскола. После этого работал лесорубом и сплавщиком леса на реке Порвоонйоки. С 1888 по 1890 учился в семинарии в Ювяскюля, которую, однако, не окончил. Затем около года издавался в издательстве Вернера Сёдерстрёма в Порвоо, однако в ноябре 1891 года отправился на военную службу. В армии Пелтонен был первым писцом, а позднее — учеником фельдшера. Одновременно со службой в армии он был корреспондентом газеты «Суометар». В этот период он также изучал шведский, датский и немецкий языки.

Вернувшись из армии в 1893 году, Пелтонен совместно с Вернером Сёдерстрёмом основал газету «Уусимаа», ставшую первой газетой на финском языке, издаваемой за пределами крупных городов. Первый номер газеты вышел 8 декабря 1894 года.

Пелтонен опубликовал множество газетных статей, популярных брошюр по сельскому хозяйству, общественным общеобразовательным вопросам, составил руководство по технике речи («Искусство речи») и сборник «История открытий и изобретений». Также он был одним из основателей Финской общеобразовательной школы в Порвоо, начавшей работать осенью 1895 года (в настоящее время носит его имя) и организации «Финны Порвоо» (фин. Porvoon Suomalaiset), созданной в 1896 году и сосредоточившейся на распространении идей финского патриотизма. Кроме того, принял участие в создании Порвооского национального отраслевого банка, Финской торговой ассоциации и Губернского сельскохозяйственного общества Уусимаа.

В 1899 году Пелтонен женился на Эстер Другг, преподававшей в основанной им общеобразовательной школе; в браке родилось четверо детей. В это время он уходит из газеты «Уусимаа», чтобы посвятить себя семье и литературной деятельности. Он вместе с семьёй уезжает из Порвоо и постоянно переезжает с одного места на другое, живя, например, в Каринайнене, Сало, Халикко и Хаукивуори. Летний период писатель обычно проводил у себя на родине, в Аскола, либо у своего брата Эркки Пелтонена, преподававшего в Нурмесе.

В 1903 году была выпущена драматическая пьеса «Вечная борьба», ставшая первым крупным художественным произведением писателя. В основу пьесы положен библейский рассказ о Каине и Авеле. Центральный образ пьесы — Каин — мятежный дух, бросавший вызов Богу, воплощает идею культурного прогресса человечества, тогда как Авель — воплощение пассивности, бессильного подчинения человека божеству. За эту пьесу Линнанкоски получил премию Финского литературного общества.

Ещё большую популярность приобрёл роман «Песня об огненно-красном цветке» (1905), рассказывающий о молодом сплавщике леса, покинувшем родной дом, который предстал в образе «рокового мужчины». По мотивам романа было снято три шведских (1919, 1934 и 1956) и два финских (1938 и 1971) фильма.

В 1906 году по случаю столетней годовщины со дня рождения Йохана Снелльмана Линнанкоски призвал носителей иностранных (прежде всего шведских) фамилий заменить их на финские. 12 мая 1906 года на страницах Финской Официальной газеты около 24 800 человек огласили свои новые финские фамилии. В этот же день Линнанкоски основал Союз Финского самосознания (фин. Suomalaisuuden liitto).

В основе повести «Борьба за дом Хейккиля» (1907) и повести из крестьянской жизни «Переселенцы» лежит идея «вечной борьбы» между старым и новым, как и в первой его пьесе, причём под «новым» Линнанкоски понимает современный ему капиталистический строй. В годы революционного подъёма финского пролетариата в 1905 году писатель выступает с трактовкой сущности капитализма как следствия свойств самого человека: по его мнению, капитализм, хотя и несёт в себе много зла, является в конечном итоге единственным носителем культуры, облагораживающей человека.

Новелла «Молочница Хилья» (1913) реалистически раскрывает особенности быта финского крестьянства.

10 августа 1913 года Йоханнес Линнанкоски умер в Хельсинки от анемии.

1880 — Владимир Жаботинский (ум. 1940), журналист, писатель и переводчик, активный деятель сионистского движения.

1894 — Юрий Николаевич Тынянов, российский советский писатель, драматург, литературовед и критик.

Юрий Тынянов

Родился в Режице Витебской губернии (ныне Резекне в Латвии) в состоятельной еврейской семье врача Насона Аркадьевича Тынянова (1862—1924) и совладелицы кожевенного завода Софьи Борисовны Тыняновой (урожд. Соры-Хаси Эпштейн, 1868—1940). У Тынянова были старший брат Лев и младшая сестра Лидия.

Учился в Псковской гимназии (1904—1912, окончил с серебряной медалью), где среди его однокашников и друзей были Лев Зильбер, Август Летавет, Ян Озолин, Борис Лепорский.

Был женат (1916) единственным браком на Елене (Лее) Александровне Тыняновой (в девичестве Зильбер; сестра Льва Зильбера и Вениамина Каверина); дочь (1916) — Инна.

Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1912—1918).

В студенческие годы участвует в работе Пушкинского семинара С. А. Венгерова, Пушкинского историко-литературного кружка/научного общества.

С 1918 года Тынянов — участник ОПОЯЗа, где, наряду с В. Б. Шкловским, Б. М. Эйхенбаумом и др. вносит свой вклад в создание научного литературоведения («формального метода» в литературоведении). В 1919 году сдает выпускную работу «Пушкин и Кюхельбекер» (утеряна в Гражданскую войну; в 1934 году Тыняновым написана одноименная статья) и «оставляется при университете» (что близко к современной аспирантуре).

В 1919–20 годах Тынянов преподает литературу в школе, в 1919–21 служит в Центральном бюро Союза коммун Северной области, затем в Отделе информации петроградского бюро Коминтерна, читает лекции в Доме искусств и Доме литераторов.

В 1921—30 профессор Института истории искусств. В 20-е годы Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном процессе первой трети XIX века «Архаисты и новаторы» (1929), а также многочисленные работы, не вошедшие в прижизненные сборники.

В те же годы он начинает писать профессиональную прозу (дебютировал в 1925 году под псевдонимом Юзеф Мотль в № 26–27 журнала «Ленинград»; затем следуют романы «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара» (1928), рассказ (фактически, маленькая повесть) «Подпоручик Киже» (1927)), переводить Г. Гейне, пишет также сценарии к кинофильмам («Шинель» (1926), «СВД» (1927; совместно с Ю. Г. Оксманом)). Постепенно писательство становится его второй профессией.

К концу 20-х годов рассеянный склероз, которым Тынянов страдал с молодости, приводит к частичной утрате работоспособности. В 30-х гг. прогрессирующая болезнь, наряду с гонениями на «формалистов», несколько снижают его научную активность и переводят ее из теоретического в историко-литературное русло. В это десятилетие выходят его роман «Пушкин» (1936, ч. 1 и 2), повесть «Восковая персона» (1930), рассказы «Черниговский полк ждет» (1932) и «Малолетный Витушишников» (1933), еще две книги переводов из Гейне. Тынянов принимает активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека поэта», становясь после смерти Максима Горького фактическим ее руководителем.

Войну Тынянов встречает в состоянии инвалида. Однако до конца жизни он продолжал работать над третьей частью своего последнего романа («Пушкин», не завершен) и писать рассказы (во время войны в провинциальных изданиях опубликованы как минимум три его рассказа).

Умер Ю. Н. Тынянов в декабре 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву.

1934 — Кир Булычёв (настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко), советский писатель-фантаст.

Кир Булычев

Родился в Москве. В 1957 году окончил переводческий факультет Московского педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза, работал переводчиком в Бирме. В 1959 году поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962–63 годах работал корреспондентом АПН в Бирме, был вице-пресс-атташе, вторым секретарем посольства. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

В литературе дебютировал в 1960 году, первые опубликованные фантастические рассказы вышли в 1965 году. Фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом. Из произведений Кира Булычева наиболее известны цикл повестей о "девочке из будущего" Алисе Селезневой, а также рассказы и повести из цикла "Великий Гусляр" и цикл романов "Галактическая полиция".

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

С 1976 года работает в кино, написал сценарии к ряду фильмов ("Через тернии к звездам", "Слезы капали", "Гостья из будущего", "Лиловый шар", "Подземелье ведьм").

Кир Булычёв выступал и как редактор в фантастических журналах «Полдень. XXI век» и «Если».

Жена — Кира Сошинская, дочь — Алиса Игоревна Можейко.

Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

В этот день скончались:

1909 — Альфредо Ориани (Alfredo Oriani) (р. 1852), итальянский писатель.

1955 — Хосе Ортега-и-Гассет (José Ortega y Gasset), испанский философ и писатель («Восстание масс», «Дегуманизация искусства»).

Хосе Ортега-и-Гассет

Родился 9 мая 1883 года в Мадриде.

Обучаясь в колледже отцов-иезуитов «Miraflores del Palo» (Малага), Ортега овладел в совершенстве латынью и древнегреческим. В 1904 году окончил Мадридский университет Комплутенсе, защитив при этом докторские тезисы «El Milenario» («Тысячелетний»). Затем семь лет провёл в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Герман Коген. По возвращении в Испанию получил назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподавал до 1936 года, когда началась гражданская война (Ортега-и-Гассет был противником Франко).

В 1923 году Ортега основал «Revista de Occidente» («Западный журнал»), который служил делу «сравнивания Пиренеев» — европеизирования Испании, тогда изолированной от современного (по тому времени) культурного процесса. Являясь убежденным республиканцем, Ортега был вождём интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры Примо де Риверы (1923—1930), играл немаловажную роль в свержении короля Альфонса XIII, был одним из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931), избирался гражданским губернатором Мадрида, и по этим причинам оказался вынужден покинуть страну с началом гражданской войны. По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.

Свою первую книгу Ортега опубликовал в 1914 году. Это были «Размышления о Дон-Кихоте» (Meditationes del Quijote). Тогда же он прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика» (Vieja y nueva politica), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки[кто?] считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии.

Сочинения Ортеги, такие, как «Размышления о Дон-Кихоте» и «Бесхребетная Испания» (España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как «Тема нашего времени» (El tema de nuestro tiempo, 1923) и «Дегуманизация искусства» (La deshumanizacion del arte, 1925). В прологе к «Размышлениям о Дон-Кихоте» можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он даёт определение человека: «Я есть Я и мое окружение» («Yo soy yo y mi circunstancia»), то есть человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории.

Международная известность пришла к Ортеге в 1930-х годах, когда появился его труд «Rebelión de las Masas» («Восстание масс»; опубликована на русском языке в журнале «Вопросы философии», 1989, № 3—4). Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде «Meditaciones del Quijote» («Кихотовские размышления», Мадрид, 1914), где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: «Я есть я и моё окружение». Сам Ортега убежден, что своей метафизикой он на пятнадцатилетие предвосхитил «Бытие и время» Мартина Хайдеггера. В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже «гёльдерлиновским чревовещателем». Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию «перспективизма», которая утверждает, что «жизнь каждого есть точка зрения на универсум» и что «единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной».

Любопытными представляются попытки Ортеги по развитию так называемой «аристократической логики» (Ideas у creencias (Obras completas). 3 ed. — Madrid, 1953), а также фундаментальную для Ортеги, но оставшуюся незаконченной (La idea del principio en Leibniz у la evolución de la teoría deductiva. — Buenos Aires, 1958), которая представляется Ортеге «логикой изобретения»: «Современная философия не начинает более с бытия, но с мысли» (La idea…, p. 163).

Для становления философской школы в Испании большое значение имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги «Что такое философия» лёг курс лекций, прочитанных Ортегой в 1929 году в университете Мадрида (перевод выполнен Б. Пардо-Айусо и О. В. Никифоровым по изданию José Ortega у Gasset. '¿Qué es filosofía?'/Revista de Occidente. — Madrid, 1972. — pp. 97–121).

События дня:

1896 — в «Нью-Йорк Джорнел» появились первые комиксы.

1920 — с 18 по 21 октября в Москве в помещении Дома печати состоялся I Всероссийский съезд пролетарских писателей, на котором присутствовало 142 человека. Собравшиеся избрали почётными председателями съезда В. И. Ленина, А. В. Луначарского и М. Горького. На съезде был принят устав Всероссийского союза пролетарских писателей и положено начало Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Имена участников съезда (В. Кириллов, М. Герасимов, А. Маширов-Самобытник и др.), правда, ничего не говорят современному читателю.

1967 — состоялась премьера мультфильма Уолта Диснея «Книга джунглей», снятого по мотивам произведений Редьярда Киплинга.

 

Голосования

Ваш любимый жанр?: